Славутицька Асоціація Шкільних Бібліотекарів

Субота, 23.11.2024, 01:43
Вітаємо на сайті САШБ! Гость | RSS

  Славутичская Ассоциация Школьных Библиотекарей

                                                     Slavutich Association of School Librarians

                                                                                                                    07100 Україна, Київська область, м.Славутич
                                                                                                                    вул. 77 Гвардійської дивізії, 1
                                                                                                                    тел.+38(04479)24125
                                                                                                                    e-mail: sasl_2007@ukr.net            
                                                                                                                                                                 Бібліотекарі всіх шкіл, єднайтесь!
 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: Продолжение

Опыт Архангельской областной детской библиотеки им. А.П.Гайдара
 по формированию основ информационной культуры школьников
 
Основные направления
 
Библиотека и образование – эти два понятия неразрывно связаны.
Одна из главных задач деятельности Архангельской областной детской библиотеки им. А.П.Гайдара – информационная поддержка образования. Солидные информационные ресурсы библиотеки – залог успешной апробации и реализации учебно-образовательных и информационных программ.
Стремясь добиться массового повышения уровня информационной культуры населения, специалистам, занимающимся этой проблемой, следует исходить из того, что ощутимые результаты могут быть достигнуты лишь при осуществление принципов системного подхода и непрерывности в подготовке подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Воспитать информационную культуру учеников может только педагог, библиотекарь, который сам владеет основами информационных технологий и методикой их использования в своей профессиональной деятельности.
 
Для формирования информационной культуры учителей, библиотекарей на базе Архангельской областной детской библиотеки им. А.П.Гайдара проводятся семинары, профессиональные конкурсы, организуются книжные выставки, обзоры, готовятся различные методические и библиографические пособия.
 
Изучение уровня информационной культуры, формирование информационной культуры читателей-детей и руководителей детского чтения – эти направления являются приоритетными в работе нашей библиотеки.
 
Изучение уровня информационной культуры подростков
 
Опыт общения с читателями выявил проблемы в школьном образовании и работе библиотечных систем по формированию информационной культуры детей и подростков. В стране до сих пор не сформирована система подготовки потребителей информации. В школах нет специальной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры учащихся.
Чтобы получить дополнительные данные об уровне информационной культуры читателей- подростков, мы провели анкетирование учащихся старших классов. Цель его – выяснить, каково отношение современной молодежи к информации, новым информационным технологиям, что они знают об информационных ресурсах и умеют ли ориентироваться в них. За основу в своем исследовании мы взяли анкету доцента Карельского государственного педагогического института, кандидата педагогических наук А.А.Витухновской (16), дополнив ее своими вопросами.
 
Анкета включает 15 вопросов. Основная группа вопросов касается знания информационных ресурсов, которые рассматриваются как совокупность всех видов информации на традиционных и нетрадиционных носителях.
Сегодня основными информационными учреждениями являются библиотеки всех видов и ведомств. Однако кроме них созданием, сбором, обработкой, хранением, поиском и распространением информации занимаются и многие другие учреждения: информационные службы, справочные бюро, статистические центры, средства массовой информации, многочисленные подразделения практически всех организаций, предприятий, фирм. Некоторые из них объединяются в сети, имеют телекоммуникационные каналы связи, распределенные фонды и базы данных, сводный справочно-поисковый аппарат.
К сожалению, пока сетевой подход к формированию информационных ресурсов в стране и регионах развит крайне слабо, а нынешние школьники уже сегодня должны готовиться к жизни в новых условиях, когда на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию они смогут получать в любое время в любой точке страны. Анкету заполнили более ста старшеклассников.
 
В целом результаты таких исследований показали: 90% читателей пользуются услугами СБА, 88% считают, что библиотека оказывает большую помощь в освоении школьной программы.
 
На вопрос: «Если нужно найти литературу по интересующей теме, Вы используете…» читатели ответили следующим образом: 47,2% отдали предпочтение справочно-библиографическому фонду (энциклопедиям, словарям, справочникам, библиографическим указателям), 15,3% – систематической картотеке статей, 16,5% – систематическому каталогу, 13,6% – алфавитному, 7,4% – краеведческому.
 
Вместе с тем наблюдения показывают, что читатели плохо ориентируются в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, который наряду с каталогами включает в себя ряд библиографических картотек, различные виды библиографических, информационных и справочных изданий. Этот факт свидетельствует о том, что школьники в большинстве своем не знакомы со многими из важных частей справочно-библиографического аппарата библиотеки, не видят их взаимосвязи и способности взаимодополнять друг друга при поиске информации.
 
Вопрос о целях посещения библиотеки дал такие результаты: 30,1% – написание реферата; 55,9% – подготовка доклада, выступления; около 8,3% – самообразование; около 5,7% отметили другие цели, как, например, «почитать интересную книгу», «получить хорошую оценку».
 
Ответы на вопрос: «Какими источниками вы пользуетесь?» продемонстрировали, что ребята работают с различными источниками информации. Особенно порадовало, что ресурсы Интернета и книги идут параллельно с предпочтением последним: 92% – книги, 67,8% – Интернет. Так должно развиваться современное информационное общество. При стремительном развитии глобальных информационных сетей книга должна сохранить свои позиции.
 
На вопрос: «Если вы не находите нужную литературу в своей библиотеке, то…» ответы распределились таким образом. «Я иду в другую» – 46,4%. Ребята указали областную детскую библиотеку им. А.П.Гайдара, центральную городскую библиотеку им. М.В.Ломоносова и ее филиалы, областную научную библиотеку им. Н.А.Добролюбова, школьные библиотеки. 12,7% прибегают к услугам телефона, 10,5% заказывают книги по МБА. Довольно много – 30,4% опрошенных – «пока обходятся без библиотеки». Отвечая на вопрос о том, какие учреждения (кроме библиотек) содержат информационные ресурсы, 43,4% ничего не смогли назвать, 46,7% назвали Интернет. Около 14,7% назвали книжные магазины, 11,1% – музеи, 1,7% – архивы.
 
Вероятно, зная и многие другие подобные учреждения, школьники не ассоциируют их с информационными. В процессе анкетирования мы лишь слегка коснулись вопроса о локальных информационно- поисковых системах (ИПС) – хотели понять, каково отношение подростков к ним.
 
Вопрос об индивидуальных (личных) картотеках дал такие результаты: ответ «Индивидуальная (личная) картотека – это очень важно, я создаю картотеки на свои книги, диски и т.д.» дали 35,7% опрошенных; о том, что «неплохо бы ее иметь, но не знаю, с чего начать» заявили 25%; 39,3% заявили честно, что «и без картотек могут легко найти все, что им нужно».
Задавая вопрос о картотеках, мы хотели узнать, понимают ли школьники, насколько сложно создавать ИПС, даже если это всего лишь фактографическая или библиографическая картотека в традиционной карточной форме. 46,5% опрошенных сочли, что «это очень просто», остальные увидели проблему в оформлении записей (26,1%) или в их систематизации (26,1%), некоторые – и в том, и в другом.
 
Подтверждения ответам мы постоянно получаем на занятиях, когда убеждаемся в том, что ни составлять библиографическое описание, ни систематизировать объекты большинство читателей не умеют. Подобная проблема обнаруживается и со свертыванием информации, в частности, с простейшим ее видом – аннотированием.
 
Зная это из опыта работы, мы лишь поставили терминологический вопрос: «Аннотация – это…» и перечислили возможные варианты ответов: «краткое содержание книги или статьи», «технический термин», «не знаю, что это такое». Мнения разделились в пользу первого, правильного варианта (66,3%), но оказалось, что значение этого слова не знает треть опрошенных (33,7%).
 
Следующая группа вопросов касалась современных информационных технологий. Мы считали важным узнать точку зрения школьников на роль информатики, которую еще недавно считали наукой о языках программирования, в жизни общества. Большинство (57,1%) охарактеризовали информатику как науку об информации и информационных процессах, осуществляемых с помощью компьютера (10,7%) – об информации и информационных процессах вообще. Еще достаточно многие считают, что информатика – наука о программировании (35,7%). Развитием этой темы стал вопрос о роли компьютера. Абсолютное большинство учащихся ответили, что «компьютер для всех» (100%).
 
Эти ответы показывают, что теперь подростки смотрят на компьютер как на средство, необходимое человеку в повседневной жизни, с помощью которого можно оптимизировать информационные процессы. Также подавляющее большинство (95,7%) имеют возможность где-нибудь работать на компьютере: дома, в школе, в библиотеке, у друзей.
 
Мы задали вопрос о базах данных (БД). Ответ, что «Базы данных» – очень удобно, умею ими пользоваться» дали 43,2% учащихся; «Знаю, что хорошо, но не знаю, как к ним подступиться» – 35,4%; «Не знаю, что это такое» – 21,4%.
 
Вопрос о том, что является документом, дал неожиданный результат. 74% опрошенных документом считают исключительно «бумагу с печатью». 70,3% к документам относят и книгу, тогда как другие носители информации (художественные и документальные фильмы, грамзаписи, компакт- диски) в сознание подростков не ассоциируются с понятием «документ».
 
Проведенное исследование подтвердило, что уровень информационной культуры подростков остается низким. Вместе с тем информационное мировоззрение их изменилось позитивно; углубилось понимание роли новых информационных технологий во всех сферах жизни. Формирование информационной культуры детей и подростков
 
Системный подход, учебные программы
 
Сегодня библиотеки остались практически единственным бесплатным источником информации, связанным с обучением. Поэтому детская и школьная библиотека должны стать информационным центром для учащихся, педагогов, родителей. Необходимо в школе и в библиотеке создать условия, стимулирующие самообразование и саморазвитие личности ребенка, потребность в поиске информации, в усвоении основ информационной культуры. Все это должно быть направлено на информационную поддержку школьных программ, активизацию учебной деятельности учащихся.
 
В Архангельской областной детской библиотеке им.А.П.Гайдара работа по воспитанию информационной культуры ведется уже на протяжении ряда лет. Еще в конце 1990-х годов стало очевидно, что программы библиотечно-библиографических знаний, разработанные Государственной республиканской детской библиотекой (17), во многом не соответствуют веяниям времени.
 
К библиотечно-библиографической грамотности стали предъявляться новые требования и вводиться новые составляющие. В 1998 году методико-библиографическим отделом совместно с Информационно-методическим центром департамента образования администрации области была скоординирована со школьными библиотеками программа «Библиотечно-информационные знания школьникам» для учащихся 1–9 классов с учетом потребностей сегодняшнего дня. За основу были взята программа ГРДБ.
 
Программа носит открытый, примерный характер и составлена в соответствии со следующими основными задачами и требованиями:
• практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности;
• обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками;
• специальные знания с учетом возрастных особенностей учащихся, обеспечивающие преемственность в обучении;
• активное участие самих школьников, для чего занятия должны быть интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, предполагать использование технических средств обучения, наглядных материалов, игровых форм;
• обучение библиотечно-информационным знаниям как составная часть учебно- воспитательной работы.
 
В основу разработки программы положены следующие дидактические принципы: преемственность; доступность; системность; единство курса.
Принцип преемственности предполагает постепенное, от класса к классу, усложнение материала при сохранении целостности курса, призванного не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать информационное мировоззрение.
Принцип доступности – соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учащихся. Реализация принципа доступности предполагает соблюдение проблемной адекватности.
Проблемная адекватность – максимальное отражение в содержании учебной программы реальных жизненных проблем, актуальных для данной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к освоению курса.
 
Учащимся предложен круг информационных, библиотековедческих, книговедческих понятий. Предусмотрено постепенное накопление и закрепление знаний и навыков, логическая взаимосвязь тем.
 
Цель программы – сформировать и развить у учащихся навыки библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения как составных частей информационной культуры личности.
 
Принимая во внимание перегрузку учебного процесса, мы включили основной минимум библиотечно-информационных знаний для учащихся 1–9 классов. Программа не громоздкая и предполагает одно-два занятия в год с детьми каждого года обучения. Это, на наш взгляд, дает возможность библиотекарю любой школы воплотить в жизнь программу на достаточно хорошем качественном уровне.
 
Специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. Освоение этого курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда. Уроки строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию и предполагают активное участие школьников.
 
В связи с этим большая часть занятий предусматривает практические задания, на которых можно проверить усвоение пройденного материала. В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала.
 
Для проведения занятий могут быть использованы как традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные, которые нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, игра, турнир, викторина). Применяя их, нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направить детей по пути самостоятельного исследования.
 
Очень многое в читательской судьбе ребенка зависит от его первого посещения библиотеки. Оно должно оставить светлое и яркое воспоминание. Учитывая, что игра является важнейшим средством активизации творчества детей, большое внимание мы уделяем именно игровым формам. Для первоклассников – театрализованная викторина «Встреча с героями любимых книг» в ходе занятия «Знакомство с библиотекой»; урок творчества «Мастерим книгу сами» и выставка-конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге на занятии «Структура книги». Для второклассников – театрализованное занятие «Путешествие в библиотеку, или История о том, как Мальвина и Буратино учились выбирать книги» по теме «Выбор книг в библиотеке». Для третьеклассников – библиографическая игра «Путешествие в Суперландию» – итоговое занятие по теме «Первые энциклопедии, словари, справочники».
 
По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами подростков, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. Так, на занятии «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» (7 класс) в практической части занятия ребятам предлагается подобрать литературу в соответствии со своими увлечениями. На занятии «Методы самостоятельной работы с книгой» (9 класс) старшеклассники осуществляют поиск, отбор информации и составляют списки использованной литературы по темам рефератов, докладов, необходимым им в учебном процессе.
 
Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник • испытывал потребность в систематическом чтении, был знаком со структурой книги, умел определить примерное содержание книги при беглом ее просмотре;
• умел самостоятельно производить поиск и отбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, составить список книг для чтения;
• научился использовать в учебных целях научно-популярную литературу по общественным и гуманитарным наукам, справочные, периодические издания;
• умел применять полученные знания при изучении предметных дисциплин, в процессе самообразования. Занятия по этой программе проводятся в школах г.Архангельска.
 
Не во всех школьных библиотеках имеются каталоги, хороший справочный книжный фонд, достаточное количество периодических изданий. Поэтому круг тем для нас стал традиционным. Это экскурсии, занятия по пропаганде СБА библиотеки, знакомство со справочной литературой, обзоры периодики. Некоторые такие библиотечные занятия, нашли отражение в методическом пособии «Путешествие в Книжкино царство: Библиотечные занятия для ребят 6 – 10 лет» (18).
 
В библиотечных занятиях, которые вошли в пособие, принимают участие такие любимые герои ребят, как Буратино, Мальвина, почтальон Печкин, веселая девочка Клепа. Школьные библиотекари при проведении занятий по программе могут использовать наши разработки или наполнить тематику занятий своим содержанием.
 
Для учащихся восьмых классов лицея № 19 г.Архангельска составлена программа для более углубленного изучения вопроса «Основы информационной культуры». Лицей заключил договор о совместной деятельность с Архангельской областной детской библиотекой им. А.П.Гайдара. На базе детской библиотеки и осуществляется программа, которая предполагает уже определенный уровень знаний учащимися основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения. Можно сказать, что она логически продолжает и углубляет предыдущую программу.
В течение трех дней школьники получают и закрепляют большой объем знаний, умений, навыков по основам информационной культуры.
Цель программы – упорядочение разрозненных знаний по информационной культуре, формирование целостного представления об информационной картине мира.
Курс рассчитан на 9 часов и предусматривает развитие у учащихся:
• отношения к информации;
• умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
• способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
• способности к восприятию и оценке информации с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
• стремления к библиографическому общению, понимания важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты;
• представлений о возможностях информационных технологий. Содержательно программа представлена двумя разделами: библиотековедческим и технологическим.
 
Библиотековедческий раздел позволяет сформировать взгляд на библиотеку как на информационную среду с ее справочно-библиографическим аппаратом, обеспечивающую доступ ко всему многообразию источников информации. Задача технологического раздела – дать школьнику основные представления о ПК, представить обзор возможностей новых информационных технологий, применяемых в современной детской библиотеке. Ребята на занятиях не только получают знания об истории библиотеки, ее книжном фонде, периодических изданиях, краеведческой литературе, но и учатся работать с СБА библиотеки: каталогами и картотеками, библиографическими указателями, справочной литературой, получают основы компьютерной грамотности.
Полученные знания они закрепляют на практическом занятии, подбирая литературу по теме реферата, составляя списки литературы, отвечая на вопросы теста и анкеты. За период работы с этой программой, было тестировано свыше 800 человек. По результатам тестирования можно сделать вывод, что до 50% учащихся полностью усваивают предложенный им материал (23,7% на все вопросы теста отвечают правильно; 26,3% допускают по одной ошибке). Остальные школьники при ответах допускают 2–3 ошибки, что тоже можно считать удовлетворительным.
 
Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры читателей, следует назвать:
• индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
• групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;
• практические занятия по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов.
 
Большой эффект достигается и при непосредственном контакте библиотекаря и пользователя. Поэтому индивидуальные беседы по вопросам информационной культуры, которые проводит, в основном, дежурный библиограф, актуальны. Ежедневно общаясь с читателями, принимая их запросы, мы не задумываемся, что наши взаимоотношения приобретают характер сотрудничества.
Именно сотрудничества, потому что с момента обращения читателя – с вопросом по определенной теме, с просьбой уточнить данные о произведении, с желанием выяснить значение определенного факта, термина – возникает общий для него и библиотекаря предмет труда, который остается таковым на всех этапах справочно-библиографического обслуживания (СБО).
 
Помощь педагогам и библиотекарям – носителям и распространителям знаний по информационной культуре среди детей и подростков
 
Являясь методическим центром для детских библиотек области, областная детская библиотека им. А.П. Гайдара ведет исследовательскую и методическую работу по проблемам библиотечно- информационного обслуживания детей и подростков, вопросам педагогики, психологии и социологии детского чтения. Эта работа ведется планомерно и охватывает все основные библиотечные процессы, формы, методику и технологию библиотечного обслуживания детей и способствует его модернизации.
Профессиональное непрерывное образование детских библиотекарей области и АОДБ им. А.П. Гайдара – важное направление деятельности библиотеки.
В целях повышения профессионального уровня детских библиотекарей организуются выставки, проводятся информационные обзоры профессиональных изданий и новых методических материалов, новой детской литературы, консультации по планированию, Дни информации, конференции, семинары. Наряду со многими проблемами, включенными в программы этих мероприятий, важное место уделяется и вопросам информационной культуры специалистов библиотечного дела.
Работа по воспитанию информационной культуры подрастающего поколения будет тогда более эффективной, когда сами библиотекари овладеют этими знаниями. Воспитание информационной культуры у детей предоставляет большие возможности для творчества библиотекарей. Подготовить интересное, содержательное занятие, провести его так, чтобы оно оставило след в жизни юного читателя – все это требует не только творческого применения уже известных методик и программ, но и использования инновационных педагогических технологий, нетрадиционных форм обучения (например, библиографических игр, библиографических сказок).
 
Стимулом к творчеству детских библиотекарей и библиографов могут послужить профессиональные конкурсы.
С целью активизации работы детских и школьных библиотек по формированию информационной культуры читателей-детей, выявлению и распространению лучшего опыта в этом направлении в 2002 году информационно-библиографическим отделом АОБД им. А.П. Гайдара был организован областной профессиональный конкурс «Библиотека окнами в будущее». Участниками конкурса являлись детские и школьные библиотеки Архангельской области.
 
Конкурс проводился по следующим номинациям:
«Ступеньки библиографических знаний». Отдельные мероприятия по воспитанию библиографической грамотности.
«С информацией на «ты». Программы по формированию основ информационной культуры читателей.
«Информация вокруг нас». Создание комфортной информационной среды в библиотеке: путеводители, памятки, выставки, формы малой библиографии и т.д.
 
На конкурс были представлены работы из детских и школьных библиотек Архангельска, Вельска, Мезени, Мирного, Новодвинска, Северодвинска, Приморского района, работы разные по тематике, формам, читательскому назначению.
В номинации «Ступеньки библиографических знаний» – библиографические игры, уроки, викторины по воспитанию информационной грамотности читателей разного возраста.
В номинации «С информацией на «ты» были представлены две программы по формированию основ информационной культуры читателей.
В номинации «Информация вокруг нас» – рекомендательные списки литературы, дайджесты, памятки, закладки, книжные выставки.
 
Лучшие работы нашли отражение в сборнике методических материалов, выпущенном к Всероссийскому дню библиотек.
 
Сборник состоит из двух частей.
 
В первой части расположены материалы в помощь работе с учащимися 1–5 классов. Здесь две авторские программы: «Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности у школьников начальных классов» заведующей библиотекой муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 54» Т.А.Рухловой (цель этой программы – сформировать и развить у школьников навыки библиотечно-библиографической грамотности как составной части информационной культуры личности); «Воспитание грамотного читателя» заведующей филиалом № 15 муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Архангельска» Г.А. Коноваловой. Также в первой части итогов областного профессионального конкурса «Библиотека окнами в будущее» помещены два библиотечно-библиографических урока: «Выберем книгу вместе» (автор библиотекарь Архангельской городской детской библиотеки им. Коковина Г.В.Иванова) и «Откуда книга пришла» (автор библиотекарь Мезенской районной детской библиотеки О.Г.Красикова).
 
Во вторую часть разработки по итогам этого конкурса вошли материалы для работы с учащимися 6–11 классов. Здесь дайджест детской библиотеки г. Мирного «Я жила на белом свете и старалась быть лучше» по творчеству Б. Ахмадулиной; разработка персональной книжной выставки «Без вас не мыслю Севера» (о жизни и творчестве С.Писахова) библиотекарей Катунинской муниципальной общеобразовательной средней школы. В номинации «Информация вокруг нас» представлена программа детской библиотеки Вельской централизованной библиотечной системы Архангельской области «Библиотека, поддержи подростка…», по созданию такой информационной среды, в которой ведется целенаправленная работа по формированию системы психологической поддержки детей подросткового возраста с помощью книг, чтения, развития информационной культуры.
Формы работы разнообразны. Это создание коллективной газеты; альбома дружеских вопросов и ответов; оформление книжных выставок по вопросам, интересующим подростков; изучение фонда и периодических изданий по теме «Психология подростка»; тестирование по актуальным проблемам; создание коллективного рукописного журнала «По секрету всему свету»; встречи с врачами, юристами, людьми интересных профессий. С тем же названием и разделами «Библиотека окнами в будущее» для руководителей детского чтения в областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара была развернута выставка в помощь работе по формированию основ информационной культуры читателей-школьников. Понятно, что на этой выставке была представлена лишь незначительная часть литературы, которая имеется по вопросам информационной культуры личности.
 
Более полный перечень источников содержится в подготовленном нами научно-вспомогательном библиографическом указателе «Формирование информационной культуры детей и подростков». Адресован он руководителям детского чтения: учителям, воспитателям, библиотекарям. При создании пособия использовались информационные ресурсы областной детской библиотеки им. А.П.Гайдара и ОНБ.
 
В указатель включены преимущественно статьи из профессиональных периодических изданий за последние пять лет (1998 – 2002), снабженные краткой справочной аннотацией, а также отдельные издания. Это литература проблемного и обзорного характера, материалы научных конференций, учебные, методические пособия.
 
Выводы
 
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры как учащихся, читателей, так и учителей, библиотекарей. Обновляются программы, вводятся новые технологии обучения. Но главным остается умение учащихся быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы детских и школьных библиотек, которые сегодня должны стать жизненно важными компонентами образования и воспитания.
 
Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Библиотеки могут и должны создать условия роста массовой информационной культуры населения. Однако решение этой сложной задачи невозможно только за счет энтузиазма отдельных библиотекарей.
 
Реальное повышение уровня информационной культуры в регионе и в обществе в целом возможно лишь при организации специального информационного образования. Средством формирования информационной культуры личности должен стать разработанный специалистами в соответствии со всеми методическими требованиями курс «Основы информационной культуры личности», включенный в учебный процесс образовательных учреждений в качестве обязательного. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» – подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. И здесь важной задачей является формирование информационного мировоззрения личности – «системы обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познан

Меню сайту

Форма входу

Календар новин

«  Листопад 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Пошук

  в интернете
   

Дружні сайти


 
 
 
 
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи  

Статистика

free counters

 

Наше опитування

Чи може інформація із Internet замінити користування бібліотеками?
Всього відповідей: 705

 

Міні-чат

 Rambler's Top100  
Copyright Librar © 2024