Вівторок, 06.12.2016, 05:01
Вітаємо на сайті САШБ! Гость | RSS

Славутицька асоціація шкільних бібліотекарів

Как сделать привычкой чтение - Форум

[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Пошук · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Шкільна бібліотека » Книги, книги, книги.... » Как сделать привычкой чтение
Как сделать привычкой чтение
adminДата: Вівторок, 14.04.2009, 21:45 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Адміністратори
Сообщений: 58
Статус: Offline
Помогите сделать чтение привычкой

Учителя и библиотекарь должны сотрудничать для того, чтобы выделять время на чтение в классе во время проведения любых уроков и в библиотеке.

1. Чтение вслух с выражением поможет учащимся услышать, как может читать тот, кто умеет это делать и читает бегло. Основа любого языка – то, как он звучит, его ритм, модуляции и то, как слова связываются одно с другим. Используйте свой голос и язык жестов, чтобы оживить слова и историю, о которой Вы рассказываете.

Используйте это время также для того, чтобы явно показать и подробно обсудить то, как хорошо излагать мысли на письме, уделяя при этом внимание таким элементам, как структура предложений, разбиение на абзацы, словарная палитра – так, чтобы ученики знали о том, какой выбор в том или ином случае сделал автор.

2. Беседы о книгах могут вдохновить учащихся на прочтение самых разнообразных книг. Структура таких бесед, содержание материалов, энтузиазм чтеца и реакция учащихся представля-ют собой хорошую стратегию популяризации.

3. Дискуссии о книгах и книжные клубы могут побудить учащихся поделиться тем, что нового они узнали или что им было интересно в том, что они выбрали для чтения.

4. Сделайте поиск в сети, чтобы найти тесты, которые привлекут внимание некоторых учащихся к отдельному типу письма или к описанию той или иной информации.

5. Продолжительное чтение про себя – время, выделенное на то, чтобы люди могли насладиться тишиной и уединённостью при чтении. Запланируйте время для личного чтения учащихся в регулярно выделяемый промежуток времени каждый день … либо в библиотеке либо в классе. Установка читательских «целей – нормативов» также может помочь.

6. Формирование культуры чтения всем коллективом является обязательным элементом. Учащиеся видят, что Вы делаете и следуют Вашему примеру гораздо быстрее, чем Вашим указаниям.

7. Помощь учащимся в выборе книг, подходящих им по уровню может стать связующим звеном в поиске верного начала. Когда у них появится уверенность в Ваших советах, Ваш авторитет в их глазах будет становиться всё больше, и Вы получите удовольствие от того, что учащиеся будут приходить к Вам и делиться впечатлениями о последней прочитанной книге.

8. Письменные работы, как реакция на прочитанное – творческой составляющей удовольствия учащихся от чтения необходима поддержка.


Пусть мальчики номинируют выдающихся спортсменов в придуманную «идеальную команду», прочитав о своих любимых спортсменах и объяснив, почему именно они должны стать частью такой команды.

Пусть учащиеся создадут «книжное меню» для своих сверстников для проведения «книжного банкета»

Попросите учащихся вести «читательский дневник», где они будут записывать свои впечатления, вопросы и мысли о прочитанной литературе. Письмо – больше, чем просто средство общения. Это также способ выражения и прояснения своих идей, а иногда – способ создания новых в процессе написания.

Содержание читательских дневников учащихся может помочь учителю и библиотекарю оценить читательские навыки и предпочтения учащихся.

9. Выступления и постановки, как реакция на прочитанное – выделите место для того, чтобы сделать постановку, дать возможность импровизации или же выступлению.

«Хорошо сделанная постановка – больше, чем просто возможность размяться. Хорошие постановки предлагают учащимся вжиться в роль и совместить накопленные знания (из их жизни в «реальном» мире) с новыми вымышленными рамками, которые даёт драматургия. Для учащихся, которые чувствуют себя неловко при выражении своих собственных чувств, драматургия предлагает богатую возможность быть «не собой» или же «не здесь» и перевести выражение чувств в сферу выдуманного … если дать чувствам выражение путём перевода их в плоскость ролевой игры, в результате может проявиться неожиданная беглость»

 
adminДата: Вівторок, 14.04.2009, 21:57 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Адміністратори
Сообщений: 58
Статус: Offline
1. Небольшие группы совместного чтения, которые включают в себя учителя или родителя, который согласился помочь, могут открыть путь идеям о том, что же собственно читается. Здесь очень полезны наводящие общие вопросы.

Группы, которые работают совместно с несколькими копиями одного и того же текста могут создать общую платформу для обмена идеями, высказывания предположений и развития дедукции.

2. Когда учащиеся читают в парах, работая с партнёром/товарищем из своей параллели или из другого класса, часто формируется определённый «мост», который впоследствии ведёт к получению удовольствия от процесса говорения.

3. Использование аудиокниг, сопровождающих чтение книги, будет полезно для тех учащихся, которые читают медленно, имеют трудности при произношении слов, которым необходимо
услышать «высококачественную» речь, или которые просто легче воспринимают информацию на слух. При проведении такого мероприятия может быть очень полезна помощь добровольцев в качестве наблюдателей.

4. Переделка (редактирование) материала с использованием компьютера может быть очень полезна для двух учащихся, работающих в паре. Состав такой пары – равные навыки учащихся или пара, где один «ведущий», а другой «ведомый» – зависит от того, какой результат желательно достигнуть в обучении.

5. Использование электронной почты для того, чтобы поделиться своими впечатлениями о прочитанном, может дать стимул некоторым учащимся. В то же самое время, этот путь позволяет им развить письменные навыки, подходящие для данной тематики и аудитории.

6. Участие в он-лайн дискуссионных группах (форумах) в рамках школы, района, области или за рубежом подталкивает учащихся больше читать и писать. Это также позитивно влияет на качество их работ, так как они понимают, что их читают люди из других классов или даже из других областей.

7. Литературные кружки

Литературные кружки – это небольшие временные дискуссионные группы, которые выбрали для прочтения одну и ту же повесть, стихотворение или книгу. Некоторые называют такие кружки «Книжными клубами» или «Дискуссионными группами».

Члены такой группы определяют что они будут читать, на каком этапе чтение будет прервано для проведения обсуждения и какие темы или вопросы будут обговариваться.

Учащимся надо усвоить необходимые навыки и стратегии, прежде чем они смогут эффективно и независимо участвовать в литературных дискуссионных группах. Прежде чем начинать изучение романа таким способом, учителю стоит дать классу возможность попробовать на себе определённые роли и научиться их выполнять. После этого необходимо привнести эти роли в дискуссионную группу.

Эти роли включают: Референт (тот, кто подводит итоги), Гений Слова (тот, кто находит интересные и необычные слова в тексте), Юморист, Чертёжник (тот, кто создаёт плакаты, графики, схемы), Модератор Дискуссии, Иллюстратор, Аналитик (тот, кто характеризует персонажей), Литературное Светило (тот, кто проводит параллели с другими литературными произведениями).

Учащимся необходимо предоставить выбор и «право собственности» на то, что они читают. У всех учащихся, которые не стремятся читать, должен быть положительный читательский опыт.

8. Литературные письма

Написание писем и заметок (как в электронной форме, так и от руки) даёт учащимся реальный повод отточить свои навыки письма. Ещё лучше, когда адресат письма отвечает на ваше послание!
Дети младшего возраста могут писать своему любимому книжному персонажу. Договоритесь со старшим классом, чтобы они отвечали на эти письма.

Пишите авторам. Адреса можно найти в Интернете или написать издателям. Многие авторы ответят, особенно если письмо учащегося привлечёт к себе внимание.

Напишите издателям, комментируя прочитанные книги, включая предложения о переработанных и дополненных изданиях, новых обложках и продолжениях книг.

9. Иллюстрации

Рисование, как реакция на прочитанное, – проверенный временем способ выражения впечатлений от литературы. Иллюстрация может стать гораздо большим, чем «набросок к полюбившейся части». Если это так, то необходимо будет возвращаться к тексту и внимательно вчитываться в детали. Это развивает навык визуализации вербальной информации.

Дайте учащимся отрывок текста, где подробно описывается персонаж, место действия или событие. Пусть учащиеся создадут иллюстрацию, которая соответствует тексту.

Разработайте новую обложку для книги, опираясь на ваше мнение касательно того, о чём она на самом деле или какова её целевая группа покупателей.

Расширьте этот опыт с помощью детской иллюстрированной книги или изобразительного искусства, изучив стиль и средства, которые использовал иллюстратор.

 
adminДата: Середа, 06.05.2009, 12:50 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Адміністратори
Сообщений: 58
Статус: Offline
Как воспитать книголюба

Мало что может больше умилять родителей, чем вид карапуза, с умным видом «читающего» книжку.

Но интерес ребенка к книгам очень редко проявляется сам по себе, без помощи мамы или папы.

Дети учатся говорить тогда и только тогда, когда с ними говорят другие люди. Точно так же и с чтением – детей начинает интересовать чтение, только если родители читают им вслух и если в доме вообще принято читать.

Когда же нужно начинать читать ребенку вслух? С самых первых месяцев жизни – отвечают психологи. Только никогда не следует заставлять ребенка слушать книжные истории. Первое знакомство с книгами обязательно должно быть в виде игры.

Но и не нужно увлекаться книжками-игрушками. Все-таки чтение должно оставаться чтением, а не игрой, и ярких картинок вполне достаточно, чтобы привлечь внимание малыша к книге.

Ведь вначале для ребенка в книге главенствуют иллюстрации, так как в первые годы жизни именно зрение дает ему основную информацию об окружающем мире, и простые ритмы. Начинать знакомство с книгами следует с простых стишков и коротких сказок с повторяющимися словами («Репка», Теремок»).

«Ну еще разочек!»

К тому времени, как вашему ребенку исполнится 2 года, у него уже будет пара любимых книг. И неважно, что придется читать ему «одно и тоже» - повторение одних и тех же фраз очень развивает языковые способности малыша и память, а также помогает ребенку устанавливать ассоциации между словами и картинками.

Так что, если ваш малыш в сотый раз просит вас почитать «Три поросенка», не отказывайте ему. Время от времени останавливайтесь на последних строчках стихов или часто повторяемых фраз и предлагайте ребенку самому докончить предложение.

И все же не стоит ждать, пока домашняя библиотечка надоест ребенку. Покупка новой книги – для малыша всегда событие, почаще покупайте новые книги с красивыми картинками.

Время от времени экспериментируйте: даже если малыш всем книгам предпочитает сказки или, например, серию про Смешариков, все равно попробуйте иногда менять тематику книг.

Замечено, что большинству маленьких читателей нравятся также книги со счетом, о животных, частях тела и об окружающем их повседневном мире (машинах, одежде и т.д.).

«Хочу взрослую книжку!»

Постарайтесь никогда не отказывать ребенку в чтении, даже если он хочет читать слишком сложную для его возраста книгу. Из-за таких отказов многие дети так и остаются на уровне сказок - у них просто нет интереса читать литературу, задействующую мозги, они боятся «взрослых» книг, толстых и без картинок.

Итак, если малыш тащит к вам толстенный фолиант из папиного книжного шкафа, не отшатывайтесь в ужасе. Вместо этого попробуйте немного опустить уровень сложности этой книги, рассказав ребенку своими словами, о чем она, вместе рассмотреть картинки. И хотя по-настоящему вы не читаете, для ребенка это все равно совместное чтение. Он получит наслаждение от общения с вами, которое будет прочно ассоциироваться с переворачиванием страниц.

«Надоело!»

Надо признать, удержать внимание двух- и трехлеток надолго очень трудно. Так что будьте реалистами – никакой ребенок не будет слушать книгу, даже самую любимую, целый час.

Маленьким детям лучше читать короткие истории, от 5 до 20 минут, но почаще. И обязательно перед сном – это вообще волшебное время. В это время любой ребенок с удовольствием слушает сказку.

«Не хочу читать ни за что!»

Как правило, дети от 1,5 до 2-3 лет с удовольствием рассматривают и слушают книжки. Но вот после этого возраста интерес у многих малышей к книгам начинает угасать – ведь их тело и разум развились настолько, что предоставляют все новые и новые возможности для познания мира.

Да к тому же в наше время существует так много «конкурентов» у печатных изданий – это и телевизор, и компьютер, и мультики на DVD. Задача родителей – не дать любви к книгам исчезнуть совсем. Один из способов поддержания интереса – записывать то, что рассказывает ребенок (случаи в детском саду, игры с бабушкой), а затем прочитывать эти записи вместе с ним. Так у ребенка закрепляется мысль, что написанные слова – это просто отражение устной речи, реального мира.

Ребенку, предпочитающему общение со сверстниками чтению книг, лучше читать в небольшой группе детей, например, во время визита друга. Можно прочитать обоим короткую сказку, а затем попросить изобразить эту сказку в лицах. Подойдут также сказки с часто повторяющимися фразами, которые дети смогут произносить хором.

 
adminДата: Середа, 06.05.2009, 12:54 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Адміністратори
Сообщений: 58
Статус: Offline
«А ты сама почему не читаешь?»

Родителям, которые сами не любят книги, практически невозможно воспитать книголюба.

И наоборот: если малыш хотя бы время от времени видит маму или папу с книгой в руках, он начинает рано проявлять интерес к чтению.

Для ребенка, где в семье принято обмениваться впечатлениями о прочитанном, вместе покупать книги, читать вслух, сообща рассматривать иллюстрированные издания, книги становятся необходимостью, такой же естественной, как игрушки или общение с другими детьми.

 
adminДата: Середа, 06.05.2009, 13:03 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Адміністратори
Сообщений: 58
Статус: Offline
Список художественных произведений, способствующих формированию литературного вкуса у детей дошкольного возраста

Малые жанры фольклора: Детские песенки, потешки: "Идет коза рогатая...", "Кошкин дом", "Жили у бабуси...", "Пальчик-мальчик...", "Сорока, сорока...", "Водичка, водичка...", "Сидит белка на тележке...", "Уж ты, радуга-дуга...", "Гуля, гуля...", "Петушок, петушок...", "Вот и люди спят...", "Поехали, поехали...", "Наша Маша маленька...", "Дождик, дождик...", "Скок-поскок...", "Солнышко катилось...", "Ночь прошла...", "Ты рябинушка...", "Ножки, ножки...", "Катился месяц...", "Зайчишка-трусишка...", "Огуречик, огуречик...", "Иголка, иголка", "Уж ты, котинька-коток", "Ходит конь по бережку...", "В печи калачи..." и д.р.

Русские народные сказки: "Коза-дереза", "Петух да собака" (обр. К. Ушинкого), "Лисица и тетерев" (обр. Л.Н. Толстого), "Колобок", "Теремок", "Репка" (обр. К. Ушинского), "Курочка Ряба" (обр. К. Ушииского), "Соломенный бычок", "Лисичка-сестричка и волк" и д.р.

Литературные сказки:

А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

К. Чуковский "Муха-цокотуха", "Федорино горе", "Мойдодыр".

Э. Успенский "Крокодил Гена и Чебурашка".

Стихотворные произведения:

А. Майков "Голубенький, чистый...".

А. Плещеев "Травка зеленеет...".

А. Пушкин "Ветер по морю гуляет...".

А. Блок "Зайчик".

Д. Хармс "Кораблнк", "Веселые чижи".

А. Барто "Игрушки".

В. Берестов "О чем поют воробушки", "Веселое лето", "Песочница", "Карусель", "Юла".

С. Маршак "Сказка о глупом мышонке", "Мяч".

Э. Мошковская "Мчится поезд", "Гав! Гав!".

И. Токмакова "Как на горке"

Н. Саконская "Где мой пальчик?".

Э. Успенский "Тигр вышел погулять".

Рассказы:

Л. Толстой "Нашли дети ежа", "Спала кошка...", "У Вари был чиж...", "Пришла весна...", "Птица свила гнездо...", "Тетя дала Варе меду…", "Была у Насти кукла...".

К. Ушинский "Петушок с семьей", "Уточки", "Коровка".

Н. Калинина "Про жука", "Как Саша и Алеша пришли в детский сад".

В. Сутеев "Под грибом", "Три котенка", "Кто сказал "мяу" и др.

 
adminДата: Субота, 23.05.2009, 18:52 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Адміністратори
Сообщений: 58
Статус: Offline
Продвигаем чтение:

 создайте благоприятные места для чтения на своей работе, мини-библиотеки – тихие, удобные, комфортабельные места для делового и неделового чтения. В школе это может быть учительская и/или традиционное неформальное место «тусовки» школьников.

 «вначале было слово»: поместите информацию о книгах и чтении на стенах в школе; разместите книги, периодику в многолюдных местах: в учительской, столовой, рекреациях и т.д.;

 начните представлять «истории о чтении и книгах в новостях» вне стен библиотеки: информационные листки, школьное радио. Пригласите учеников к отбору самых захватывающих историй дня из периодики, из Интернет;

 понаблюдайте за коллегами, школьниками, педагогами, читающими в необычных местах. Снимите это на камеру и покажите плакатную версию съемки всей школе. Попробуйте это и в среде местного сообщества (с разрешения!): снимите людей, читающих автобусные расписания, телефонные сообщения, письма, списки в магазинах, меню в ресторанах, деловые бумаги и т.д.;

 снимите на видео людей (коллег, школьников, педагогов), которые говорят о том, что они читают или почему они читают (пропаганда чтения);

 поощряйте различные группы читателей использовать Интернет, чтобы узнать, что читают другие и чтобы добавить свои записи. Создайте библиотечный блог с обсуждением прочитанного и пригласите школьников вносить туда свои записи (беседы о прочитанном);

 поощряйте старших школьников создавать «пакеты чтения» по жанрам, интересам или особым темам для младших учеников (рекомендательное чтение);

 организуйте встречу с сотрудниками местного почтового отделения, газетного офиса, издательства. Выполните обзор любимых газет (или сайтов) педагогов, библиотекарей или учеников.

Покажите результаты – расскажите о них на собрании (комплектование, подписка).

Необходимо предотвратить сокращение и ухудшение качества чтения. Но при этом ошибочной является прямолинейная примитивная стратегия, которая ставит своей задачей научить всех и каждого любить читать. Надо ставить реальные, достижимые, конкретные задачи. И поэтапно, системно их решать. И тогда мы сможем действительно вызвать долгосрочные изменения в отношении к чтению.

 
adminДата: Субота, 30.04.2011, 05:10 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Адміністратори
Сообщений: 58
Статус: Offline
Три...

Три вещи, которые необходимы для того, чтобы стать Читателем:

1. Время

2. Герой / Образец для подражания / Учитель

3. Доступная / Увлекательная Книга

Дэвид Бучард

 
LieksaДата: Вівторок, 05.07.2011, 22:04 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Читання розвиває мислення людини. І дітей слід привчати до цього змалечку. Проте як зацікавити молодь до читання? Для мене, наприклад, відкриттям був журнал "Дніпро", де зібрані основні жанри літератури.
 
Форум » Шкільна бібліотека » Книги, книги, книги.... » Как сделать привычкой чтение
Страница 1 из 11
Поиск:

 

free counters

Copyright Librar © 2016