Славутицька Асоціація Шкільних Бібліотекарів

П'ятниця, 29.11.2024, 20:47
Вітаємо на сайті САШБ! Гость | RSS

  Славутичская Ассоциация Школьных Библиотекарей

                                                     Slavutich Association of School Librarians

                                                                                                                    07100 Україна, Київська область, м.Славутич
                                                                                                                    вул. 77 Гвардійської дивізії, 1
                                                                                                                    тел.+38(04479)24125
                                                                                                                    e-mail: sasl_2007@ukr.net            
                                                                                                                                                                 Бібліотекарі всіх шкіл, єднайтесь!
 

Развитие читательских интересов учащихся младших классов

Развитие читательских интересов учащихся младших классов
 
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
 
Однако в Украине, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
 
Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что развиваются процессы "кризиса чтения".
 
Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
 
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
 
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
 
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
 
Цель работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.
 
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей.

Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В качестве критериев интереса рассматриваем:
  • активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
  • положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
  • положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
  • заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
  • увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
 
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
 
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
 
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
 
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.
 
В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания,изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:
  • принцип учета сензитивных периодов развития;
  • принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
  • диалогический принцип.
Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
 
Мы выделяем следующие ее компоненты:
  • внеклассные занятия;
  • работа с учреждениями культуры;
  • работа с родителями.
Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.
 
Под формами внеклассной деятельности мы подразумеваем выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.
 
Таким образом, мы выделяем следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:
  • взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности;
  • разнообразие форм организации внеклассной деятельности.
Успешность решения поставленных задач осуществляем в процессе реализации совокупности следующих методов:
 
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приучение
Оценка
Упражнение
Взаимооценка
Показ
Похвала
Подражание
Поощрение
Требование
Соревнование
Дискуссия
 
Беседа
 
Игра
 
 
Мы считаем, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
 
Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.
 
Организация разнообразных форм внеклассных занятий
 
Мы практикуем следующие формы внеклассных занятий:
  • дискуссия;
  • коллективное чтение;
  • беседа;
  • беседа-"приманка";
  • состязание чтецов;
  • реклама книги;
  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • театральный фестиваль;
  • библиотечный час;
  • час "тихого чтения".
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.
 
Литературные игры — игры, построенные на словесном материале
 
Взяв за основу это определение, мы разделили литературные игры следующим образом:
  • игры и упражнения по развитию речи;
  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
  • литературные викторины;
  • "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
 
В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение ( в 1 классе читают родители).
 
По окончании этого срока проводим литературные игры. Мы заметили, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
 
С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).
 
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
 
Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Все успехи детей отражены на "деревьях достижений". Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.
 
Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».
 
Есть система проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке.
 
Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики - учитель - автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
 
«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
 
Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры
 
В своей практике мы используем следующие формы работы с учреждениями культуры:
  • библиотечные часы, проводимые на базе школьной и городской библиотек;
  • посещение тематических выставок книг ;
  • городские конкурсы: «Таланты твои,Славутич»
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
 
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
 
Организация разнообразных форм работы с родителями
 
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
 
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Мы используем следующие формы работы с родителями:
  • коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
  • групповая (тематическая консультация);
  • индивидуальная (консультация).
Нами подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.
 
Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы).
 
Выводы:
 
1) Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически;(на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);
 
2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
 
3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;
 
4) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;
 
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
 
Лукашевич Д.С.,
учитель начальних классов Славутичской ООШ № 1
 

Меню сайту

Форма входу

Календар новин

«  Листопад 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Пошук

  в интернете
   

Дружні сайти


 
 
 
 
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи  

Статистика

free counters

 

Наше опитування

Чи може інформація із Internet замінити користування бібліотеками?
Всього відповідей: 705

 

Міні-чат

 Rambler's Top100  
Copyright Librar © 2024