Развитие читательских интересов учащихся младших классов
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
Однако в Украине, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что развиваются процессы "кризиса чтения".
Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Цель работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
-
развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
-
развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
-
стимулирование творчества детей.
Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса рассматриваем:
-
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
-
положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
-
положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
-
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
-
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
-
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.
В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания,изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:
-
принцип учета сензитивных периодов развития;
-
принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
-
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
-
принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
-
принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
-
диалогический принцип.
Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Мы выделяем следующие ее компоненты:
-
внеклассные занятия;
-
работа с учреждениями культуры;
-
работа с родителями.
Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.
Под формами внеклассной деятельности мы подразумеваем выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.
Таким образом, мы выделяем следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:
-
взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности;
-
разнообразие форм организации внеклассной деятельности.
Успешность решения поставленных задач осуществляем в процессе реализации совокупности следующих методов:
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Приучение |
Оценка |
Упражнение |
Взаимооценка |
Показ |
Похвала |
Подражание |
Поощрение |
Требование |
Соревнование |
Дискуссия |
|
Беседа |
|
Игра |
|
Мы считаем, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.
Организация разнообразных форм внеклассных занятий
Мы практикуем следующие формы внеклассных занятий:
-
дискуссия;
-
коллективное чтение;
-
беседа;
-
беседа-"приманка";
-
состязание чтецов;
-
реклама книги;
-
литературный праздник;
-
литературная игра;
-
литературная гостиная;
-
театральный фестиваль;
-
библиотечный час;
-
час "тихого чтения".
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.
Литературные игры — игры, построенные на словесном материале
Взяв за основу это определение, мы разделили литературные игры следующим образом:
-
игры и упражнения по развитию речи;
-
литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
-
литературные викторины;
-
"стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение ( в 1 классе читают родители).
По окончании этого срока проводим литературные игры. Мы заметили, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Все успехи детей отражены на "деревьях достижений". Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.
Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».
Есть система проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке.
Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики - учитель - автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры
В своей практике мы используем следующие формы работы с учреждениями культуры:
-
библиотечные часы, проводимые на базе школьной и городской библиотек;
-
посещение тематических выставок книг ;
-
городские конкурсы: «Таланты твои,Славутич»
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Организация разнообразных форм работы с родителями
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Мы используем следующие формы работы с родителями:
-
коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
-
групповая (тематическая консультация);
-
индивидуальная (консультация).
Нами подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.
Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы).
Выводы:
1) Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически;(на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);
2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;
4) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики детской литературы;
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
Лукашевич Д.С.,
учитель начальних классов Славутичской ООШ № 1