Совет Европы
Рекомендации Парламентской Ассамблеи по медиаобразованию*
1. С приходом информационного общества современный человек стал жить в мире медиатекстов, причем, практически - без количественных ограничений получаемой информации.
2. Однако возникают новые проблемы. Во-первых, новые медиа предлагают бесчисленные источники информации и дают любому человеку беспрецедентные возможности для самостоятельного создания медиатекстов. Ориентироваться в огромной массе информации становится всё более сложно. Вместе с тем, проблема заключается не столько в объёме получаемой информации, сколько в самой природе массовой коммуникации. Реальность, отраженная в медиа, не является «настоящей» реальностью. Тем не менее, в мире доминирования медиакультуры границы между реальным фактом и вымыслом всё чаще становятся прозрачными.
3. Для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно - Интернет), гораздо больше, чем простые средства познания окружающего мира. Это их мир, их виртуальная реальность, где всё самое лучшее и худшее может быть, как создано, так и уничтожено. Молодёжи гораздо больше, чем взрослым нравиться иметь дело с новыми технологиями, и они более непринуждённы в этом отношении. В тоже время молодые люди не обладают достаточными навыками, чтобы объективно оценивать истинный смысл получаемой информации.
4. Педагоги и родители часто оказываются беспомощными в попытке соотнести собственный жизненный и профессиональный опыт с медиакомпетентностью их детей. Многие взрослые считают невероятно сложным, даже для себя, решение проблемы, связанной с ответом на вопрос, как справиться с глубокими изменениями, вызванными современными средствами массовой коммуникации.
5. В более широком масштабе медиа, по своей природе, способны оказывать влияние на отношения и поведение людей в обществе. Достаточно оснований полагать, что в Европе свободные и независимые СМИ являются реальной силой для продвижения демократических изменений, однако, в руках тоталитарно- бюрократических сил они способны стать средствами, разжигающими этническую ненависть и навязывающими определённые стереотипы. Также часто отмечается сильная взаимосвязь между возросшими случаями проявления насилия и использованием образов жестокости и насилия на ТВ, в Интернете и в компьютерных играх.
6. Глобализация и медийная конвергенция наряду со всеми огромными возможностями, которые они предлагают, также способствуют созданию новых проблем: перенасыщение информацией, информационное давление, вызванное явным доминированием одного языка и культуры в новых медиа, возрастание коммерциализации. Существуют также опасения по поводу нового социального взрыва среди тех пользователей, которые не имеют доступа к медиа и (или) не способны критически оценивать их содержание.
7. Европейские демократические государства располагают многочисленными средствами, способными справиться с изменениями, происходящим в обществе. Вместе с тем, сложившаяся ситуация указывает на насущную необходимость принятия более решительных и радикальных образовательных инициатив, способствующих активному, критическому и вдумчивому использованию медиа: другими словами – развитию медиаобразования.
8. Медиаобразование можно рассматривать как обучение, направленное на развитие медиакомпетентности, критического и вдумчивого отношения к медиа с целью воспитания гармонически развитых граждан, способных формировать собственное мнение на основе доступной им информации. Медиаобразование позволит им получать доступ к необходимой информации, анализировать её, уметь выявлять экономические, политические, социальные и (или) культурные приоритеты, содержащиеся в них. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать собственные сообщения, выбирать наиболее подходящие медиа для коммуникации, и, в конечном счёте, в значительной степени влиять на планирование, производство медийной продукции.
9. Медиаобразование позволяет людям реализовать их право на свободу выражения и право на получение информации. Это является не только преимуществом для личного самосовершенствования, но также способствует межличностному участию в обществе. В этом смысле медиаобразование формирует в людях демократическое гражданство и политическую осведомленность.
10. Несмотря на то, что медиаобразование является частью учебного плана в европейских странах, его практическая реализация всё ещё проблематична, поскольку даже традиционные медиа вызывают обеспокоенность.
11. Квалифицированные педагоги и учебные материалы - основные компоненты медиаобразования. Следовательно, подготовке педагогов должно уделяться постоянное внимание - как на основном, так и на дополнительном уровнях обучения. Нет также определённости в отношении того, какое место должно быть уделено медиаобразованию в учебном плане, в методологии обучения, в формулировке целей и системе оценивания. Более того, большинство школ ещё не адаптировались к такой образовательной модели, когда как педагоги, так и учащиеся оказываются в ситуации обучающихся.
12. Медиаобразование должно быть также ориентировано на взрослое население сейчас и в будущем. Оно должно помогать им не только не отставать от темпов современного развития, но также способствовать лучшему исполнению роли родителей. В этом контексте актуально развитие медиаобразования в качестве концепции образования в течение всей жизни. Для такого рода неформального образования следует выделять больше средств, а проводимая работа, соответствующими неправительственными организациями, должна поддерживаться, в соответствии с рекомендациями Ассамблеи Совета Европы № 1437 (2000 г.), связанными с неформальным образованием.
13. Также необходимо привлекать к сотрудничеству профессионалов в области медиа. В частности, их следует поощрять в плане создания высококачественных образовательных и культурных программ.
14. Таким образом, Законодательное Собрание Совета Европы рекомендует Комитету Министров:
-
рассматривать компетентным образовательным структурам само медиаобразование в качестве важного направления работы в области демократического гражданства, новых информационных технологий, неформального образования, согласно принятым Ассамблеей Рекомендаций № 1437 (2000 г.) по неформальному образованию;
-
обеспечить скоординированный, межотраслевой подход к этой проблеме;
-
изучить существующие практические разработки по медиаобразованию в странах, где данное направление развивается наиболее успешно;
-
способствовать продвижению интегрированного европейского подхода к медиаобразованию, возможно посредством создания международного комитета по медиаобразованию, ответственного за организацию и координацию сетевой базы данных, тесно сотрудничая с другими международными организациями, такими как Евросоюз и ЮНЕСКО.
15. Комитету Министров следует также обратиться к правительственным и соответствующим властным структурам с целью:
-
способствовать разработке и развитию программ по медиаграмотности, предназначенных для детей, молодёжи и взрослых;
-
продвигать разработку и развитие программ, нацеленных на подготовку медиапедагогов;
-
вовлекать в активный диалог по данной проблеме образовательные структуры, родительские организации, профессионалов в области медиа, провайдеров, оказывающих услуги в сети Интернет, неправительственные организации и т.д.;
-
изучить способы поддержки различных медийных образовательных программ, удовлетворяющих как в количественном, так и в качественном измерениях продвижению идей медиаобразования.
* Парламентская Ассамблея Совета Европы. Документ № 8753 от 6 июня 2000 (Parliamentary Assembly, Council of Europe. Doc. 8753, June 6, 2000,
Неофициальный перевод осуществлен членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, кандидатом педагогических наук Викторией Леонидовной Колесниченко.
© Колесниченко В.Л.,
перевод, 2008
Источник: http://ifap.ru/ |