Интеллектуальная собственность: новые инициативы Европейской Комиссии
16 июля Европейская Комиссия выступила с двумя инициативами, регулирующими право интеллектуальной собственности в ЕС. В фокусе этих инициатив - уравнивание прав на интеллектуальную собственность авторов произведений и их исполнителей, а также создание системы интеллектуальной собственности, содействующей беспрепятственному движению знаний в ЕС.
В первой из них Европейская Комиссия предлагает уравнять срок действия права на интеллектуальную собственность авторов произведений (к примеру, музыкальных композиций) и их исполнителей. В частности, речь идет о расширении срока действия права на исполнение произведения с 50 до 95 лет. Это, к примеру, позволит исполнителям в течение всей своей жизни пользоваться плодами работы, которую они могли сделать в юности.
Вторая инициатива – начало общественных дискуссий о том, какие нормы интеллектуальной собственности могут создать условия для более эффективного движения знаний в Европейском Союзе – то есть для так называемой «пятой свободы», которая дополняет традиционные «четыре свободы ЕС» (свободное передвижение людей, услуг, капитала и товаров). Для этого Европейская Комиссия опубликовала специальную Зеленую книгу о функционировании интеллектуальной собственности в современной экономике знаний. В ней осуществлен обзор того, насколько свободно в ЕС на сегодняшний день распространяются исследовательские, научные и образовательные материалы.
Один из акцентов Зеленой книги – обсуждение права библиотек создавать электронные копии книг и предлагать эти копии своим читателям, а также возможность использования электронных копий документов в образовательных целях.
Зеленая книга открывает общественные дискуссии, по результатам которых Европейская Комиссия предложит обновленные нормы, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности.
Маркировать книги по возрасту предлагают британские издатели
Маркировку для детских книг с указанием возраста, для которого рекомендована то или иное издание, предложила ввести Ассоциация книгоиздателей Великобритании.
Предложение маркировать книги по возрасту (например, от 5, от 7, от 9, от 11 и от 13 лет) было озвучено на конференции Ассоциации и Общества авторов (Society of Authors), состоявшейся на прошлой неделе, сообщает The Telegraph.
Аргументом в пользу возрастного ценза выступал тот факт, что, согласно исследованию Ассоциации, 86% родителей хотели бы, чтобы книги для детей имели соответствующую маркировку. Однако предполагаемое нововведение вызвало акцию протеста среди писателей. Против «возрастного ценза» выступили такие известные авторы: Филип Пулман, Терри Пратчетт, Александер Маккол-Смит, Квентин Блейк, Энн Фейн и Жаклин Уилсон, которой недавно был присужден титул Почетной Дамы. Джоан Роулинг, автор книг о Гарри Поттере, также высказалась против ценза, уточняет «Вокруг Света».
Филипп Пулман так обосновывал свою позицию: «Невозможно заранее сказать, кто будет читать ваши книги. И мне не хотелось бы кого-то включать, а кого исключать из числа моих читателей. По этой причине я избегаю точно определять возраст моих персонажей. Я хочу, чтобы ребенок в любом возрасте чувствовал себя близким персонажу».
Терри Пратчетт добавляет: «Пространство между глазами читателя и страницей книги – священная зона, в которую не должен проникать никакой официоз».
Общество авторов Великобритании подсчитало, что 77% процентов детских писателей против введения возрастного ценза, тогда как Ассоциация книгоиздателей утверждает, что большинство авторов книг для детей согласны с нововведением. Планы Ассоциации поддерживают такие крупные издательства, как Random House, Penguin and Scholastic.
В то же время издательство Bloomsbury, публикующее книги Роулинг, заявило, что не собирается маркировать издания для детей.
19.06.2008 Отборочный комитет ЮНЕСКО избрал Любляну (Словения) Всемирной столицей книги 2010 года. Среди кандидатов на это звание были также Гвадалахара (Мексика), Лиссабон (Португалия), Рига (Латвия), Санкт-Петербург (Российская Федерация), Вена (Австрия) и Велингтон (Новая Зеландия). В отборочный комитет входят представители Международного союза издателей, Международной федерации книготорговцев, Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений и ЮНЕСКО.
Каждый год этот комитет рассматривает заявки городов разных стран на получение титула Всемирной столицы книги. Эта программа была начата ЮНЕСКО в 2001 года по инициативе мадридских книгоиздателей и сейчас осуществляется при поддержке крупных международных ассоциаций книгоиздателей.
В Любляне в течение 2010 года будут проведены мероприятия международного масштаба, включая конференции по авторскому праву, научным изданиям, по межкультурным аспектам литературного творчества и по детским книгам.
Титул Всемирной столицы книги — 2008 года - носит Амстердам. В 2009 году у него примет эстафету Бейрут.
До этого Всемирными столицами книги были: Мадрид (Испания, 2001 г.), Александрия (Египет, 2002 г.), Нью-Дели (Индия, 2003 г.), Антверпен (Бельгия, 2004 г.), Монреаль (Канада, 2005 г.), Турин (Италия, 2006 г.) и Богота (Колумбия, 2007 г).
Награда за обеспечение доступа к средствам обучения - 2009
Фонд Билла и Мелинды Гейтс начал прием заявокна получение «Награды за обеспечение доступа к средствам обучения - 2009», присуждаемой библиотекам за предоставление гражданам свободного доступа к компьютерам и Интернету.
Награда за обеспечение доступа к средствам обучения составляет 1 миллион долларов США.
Срок подачи заявок на получение преми за 2009 год истекает 31 октября 2008 года.
Доклад Исследовательской группы книжной индустрии (Book Industry Study Group) предрекает издателям нелегкие времена на несколько ближайших лет.
Исследовательская группа, некоммерческая организация, поддерживаемая издательской отраслью, прогнозирует индустрии рост 3% - 4% до 2011 года, когда прибыли должны превысить $43 млрд, сообщает ЛИГА.
BISG не ожидает больших изменений количества продаваемых книг и прогнозирует падение на 60 млн. экземпляров - с 2,282 триллионов экземпляров в 2007 году до 2,220 триллионов в 2011 году.
«Хиты по-прежнему будут продаваться хорошо, но другим книгам придется нелегко», - заявил исследователь BISG, профессор маркетинга Альберт Греко.
По его прогнозам, если не появится новый феномен, аналогичный «Гарри Поттеру», рынок детской литературы останется без изменений.
Религиозную литературу ожидает рост на 5% ежегодно.
Ученики средних школ, которые умышленно рвут, сжигают и уничтожают свои учебники и другие учебные материалы по окончанию учебного года, не получат своих аттестатов. Таково новое распоряжение Министерства Образования ОАЭ, обеспокоенного количеством уничтоженного учебного материала, появляющегося вследствие безрассудного поведения некоторых учеников, пытающихся таким образом отпраздновать окончание очередного года учебы, и появляющимися в связи с этим затратами на утилизацию испорченных учебников и производство новых.
В соответствии с новым циркуляром Министра Образования ОАЭ, доктора Ханифа Хассана, разосланного по средним школам, преподавателям и школьной администрации предстоит разъяснить школьникам, к чему приводит такое их поведение, и что аттестаты об окончании учебного года будут выдаваться только тем, кто сдаст свои учебники в удовлетворительном, неповрежденном состоянии.
До принятия нового постановления около 274 750 школьников в 744 средних школах Арабских Эмиратов получали ежегодно новые учебники и обучающие материалы бесплатно, которые не требовалось возвращать. Однако, по словам доктора Хассана, «это вовсе не означает, что после окончания учебы к учебникам можно так халатно относиться. Такое поведение идет вразрез с традициями и ценностями нашей страны и не может считаться цивилизованным. Ученики должны знать цену деньгам и ответственно относиться к своим учебникам».
В Екатеринбурге открылась выставка шпаргалок. Конкурс на лучшую шпаргалку провела екатеринбургская газета «Школьная жизнь». Школьники с энтузиазмом откликнулись на участие в конкурсе, но большинство предпочли сохранить инкогнито.
Мира Цгоева решила не скрывать имя. На выставку она принесла обыкновенную бумажную салфетку. «Если ее развернуть, то на ней можно увидеть формулы, гиперболы, решение задач. Она была у меня на экзамене в 9-м классе, когда я училась. Наши родители позаботились и купили решебник, списали это все на салфетки и подали их вместе с бутербродами. Когда я ела этот бутерброд, я сама немножко обалдела, потому что как-никак экзамен и - так вот неожиданно. По алгебре была твердая "четверка" и, в принципе, шпаргалка не нужна была, но я сверила свои ответы, и меня все устроило» - передает рассказ десятиклассницы радио Свобода.
Шпаргалки - заранее написанные ответы на экзаменационные вопросы - школьники прячут в шариковых ручках и под накладные ногти, приклеивают к дужкам очков, засовывают в наручные часы, пишут на обратной стороне линеек и номерков из школьного гардероба.
Организатора выставки Ивана Колотовкина особенно удивили накладные ногти. Но сам он не смог ими воспользоваться – не удалось прикрепить. Преподаватель факультета журналистики Уральского госуниверситета Константин Курамшин сам в школе и в институте пользовался шпаргалками. Но сейчас он уверен, что учителя всегда замечают: «Важно, как преподаватель оценивает сам факт того, что у тебя что-то там есть, с чего списать. Обычно шпаргалка оценивается преподом: если он верит в то, что ты сам ее написал, это уже показывает, что ты готовился». Менеджер по рекламе Светлана Минина окончила школу десять лет назад. Но до сих пор вспоминает, как однажды пыталась сдать экзамен по истории: «Я шпаргалки написала на ногах выше колен. Юбка у меня была чуть короче, я об этом не подумала. Естественно, на экзамене учителя это увидели и очень долго хохотали. Оценку, конечно, я получила, но вспоминали мне эти шпаргалки на коленях очень-очень долго».
Большинство школьников предоставивших шпаргалки на конкурс решили не раскрывать своих фамилий. Поэтому организаторы признали лучшей шпаргалкой салфетку Миры Цгоевой и наградили девушку почетной грамотой.
Сохраним и мы в тайне имя московского учителя, которой «легально» ввел шпаргалки в процесс обучения своему предмету. Ежегодно он проводит конкурс на лучшую шпаргалку. Зачем? Готовясь к конкурсу, школьники вынуждены проанализировать свои «слабые» места в знании предмета, найти необходимую информацию и серьезно поработать над ней, чтобы кратко записать найденное. Это помогает усвоению предмета. Кроме того, в ходе конкурса школьники должны суметь презентовать результаты своего труда, выступить перед всем классом. Дополнительный эффект – снятие внутреннего напряжения ученика перед контрольными работами, отношения между учителем и учеником становятся более открытыми. Парадоксально, но в результате подобных конкурсов количество используемых на уроках шпаргалок снижается - «тайна» становится явью для всех. Даже «запасливые» ученики не всегда пользуются шпаргалками, подготовившись к контрольной работе, составляя шпаргалку.
75 лет назад нацисты сожгли в Германии десятки тысяч книг
10 мая в Германии вспоминают сжигание нацистами десятков тысяч книг 75 лет назад.
Выступая в Берлине по этому поводу, Президент Германии Хорст Келлер призвал защищать свободу слова. "Сегодня мы со стыдом вспоминаем об этом. 75 лет назад не только в Берлине, но и по всей Германии десятки тысяч аплодировали и радовались, когда книги Фрейда, Маркса и многих других студенты бросали в огонь", - сказал Х.Келлер. По его словам, сожжение книг стало символом репрессий по идеологическим соображениям и подавления свободы слова.
10 мая 1933 года в Берлине студенты под руководством нацистов сожгли свыше 20 тысяч книг еврейских, социалистических и пацифистских авторов, в том числе Бертольда Брехта, Зигмунда Фрейда, Максима Горького, Карла Маркса, Генриха Гейне, братьев Маннов, Стефана Цвейга, Эриха Кестнера, Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя - всего 149 авторов.
Это было первой ступенью к идеологическому контролю над литературой. 22 сентября 1933 года был издан декрет о создании Имперской палаты культуры. К 1939 году отдел литературы полностью контролировал работу 2500 издательств, редакций и типографий. Книготорговля - 23 тысячи книжных магазинов - тоже была полем деятельности этого отдела. Публиковаться могли только те писатели, которые прошли регистрацию в палате культуры.
С 1947 года 10 мая в Германии отмечается День памяти о публичном сожжении книг. В 2006 году Центр европейско-еврейских исследований имени Мендельсона в Потсдаме инициировал создание "Библиотеки сожженных книг". Центр намерен воссоздать 316 из уничтоженных книг, сделав это собрание книг доступным школам и гимназиям, поскольку значимость этих великих писателей неоспорима. В 2006 г. по экземпляру первой книги из "Библиотеки сожженных книг" - подборку сочинений Хуго Пройса, автора проекта Веймарской конституции 1919 года - получили все депутаты бундестага. Об этом сообщает УНИАН.
Книги–«скитальцы» завоёвывают всё большую популярность. Всё чаще на лавочках можно обнаружить «бесхозную» книгу. Какой доброжелатель подкидывает литературу и зачем он это делает?
6 лет путешествий
Оставленные книги, охотники за интереснейшим чтением, онлайновский обмен мнением… всё это можно назвать одним словом – bookcrossing. Буккроссинг – это своеобразный книжный клуб, участники которого придерживаются правила «прочитал – отдай другому». Так «волю» получают миллионы прочитанных книг. Первая была «выпущена» американцем 6 лет назад. Постепенно движение распространилось по всей Европе, а после и по всему миру. Сейчас около миллиона книг «забывают» более 250 000 человек.
Процесс буккроссинга нехитрый – на официальном сайте вы регистрируетесь сами и свою книгу – будущую путешественницу. После этого вы оставляете её в кафе, в маршрутке, на вокзале, на скамейке, где любой может её взять и прочитать. Если нашедший книгу человек сообщит об этом на сайт, вы получите уведомление по электронной почте о том, в чьи руки она попала, и как она там очутилась. Для этого каждой книге присваивается уникальный номер. Достаточно ввести его в специальную форму, и перед вами – вся история книжной жизни.
Места надо знать!
Вообще, книги путешествуют по всему городу и могут оказаться в самых неожиданных местах. «Я нашла книгу в женском туалете института, - рассказывает Екатерина Малышева, студентка 5 курса ЧПИ, - это был какой-то детектив. Интересно было читать не столько из-за сюжета, сколько из-за необычных обстоятельств нашего с ней «знакомства». Тогда я не отметила её на сайте, а просто оставила на Кировке. Сейчас об этом жалею. В следующий раз я обязательно зарегистрируюсь на сайте и только потом «отпущу».
Но есть в городе несколько мест, где можно найти буккроссинговую книгу практически наверняка. Это: библиотека им. Татьяничевой, библиотека им. Пушкина, кафе «Робин-Бобин» и кафе «Шуры-Муры». Интересно, что в библиотеке им. Пушкина для книг-путешественниц выделили специальную стойку у входа в абонементный зал. В остальных точках книги могут оказаться где угодно.
Челябинск: в поисках утраченного?
И вот вы решили расстаться с любимой книгой. Помните, что вряд ли кто-то обрадуется детским сказкам а-ля Репка-Колобок, или словарику английского языка, «отпускайте» то, чем вы хотите действительно искренне поделиться. Несколько минуток уходит на то, чтобы распечатать с сайта стикеры – «объяснялки», на регистрацию книг и указание, откуда именно они отправятся в свет. Осталось только аккуратно приклеить стикеры на форзац и обложку книги и вперед, как говорится, в плавание. «Я давно слышал о буккроссинге, но найти книгу мне не посчастливилось, - рассказывает нам студент Павел Сысоев. - Тогда я решил сам запустить путешественницу, оставив её в Интернет-кафе. Пока ещё ничего не слышал о её судьбе, но я не унываю и в скором времени запущу ещё парочку любимых книг…».
Сейчас в городе путешествуют около 100 книг (только официально зарегистрированных). Может быть, они уже не путешествуют, а лежат у кого-то дома, тех, кто не внял просьбе – не зарегистрировал находку и не «вернул» книгу улице. Последняя «отпущенная» литература: Наталья Александрова «Руки вверх, я ваша тётя!», сборник рассказов «The thing he loves», Serge Петров «Я - пикапер», Ian Caldwell & Dustin Thomanson «The rule of four», Евгений Гришковец «Планка», Виктор Пелевин «Шлем ужаса», Эрленд Лу «Наивно. Супер».
Поднимите взгляд от асфальта, посмотрите по сторонам! Вдруг где-то рядом лежит книга, желающая поделиться с вами своим содержанием и судьбой...
23 апреля - Всемирный день книги и авторского права
Пресс-коммюнике ЮНЕСКО № 2008-28
Более ста стран примут участие 23 апреля в провозглашенном ЮНЕСКО в 1996 году Всемирном дне книги и авторского права*, который в этом году отмечается в 13-й раз. Издательства, книжные магазины, бибилиотеки, школы, культурные центры и объединения авторов повсюду в мире готовятся к празднованию этого Всемирного дня, призванного привлечь внимание общественности к важности книги в современном обществе.
В 2008 году, который объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом языков, ЮНЕСКО намерена особо подчеркнуть языковые масштабы издательской деятельности: "Если у того или иного языка нет доступа к издательсткой сфере, он и те, кто на нем говорят, оказываются в значительной мере исключенными из интеллектуальной жизни и экономической деятельности общества", - заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура в своем послании по случаю Всемирного дня книги и авторского права. "В этом контексте, - добавил он, - ощущается насущная необходимость обеспечить более широкий доступ языков в сферу издательской деятельности в целях поощрения обмена книгами и издательскими материалами".
В тот же день, 23 апреля, Амстердам примет эстафету Всемирной столицы книги от Боготы. Эта инициатива была предложена ЮНЕСКО в 2001 году. Амстердам по случаю этого события в течение года организует мероприятия международного масштаба, включая конференции по авторскому праву, научным изданиям, по межкультурным аспектам литературного творчества и по детским книгам; предусмотрены также открытие новых библиотек и культурных центров, проведение семинаров, творческих и праздничных мероприятий, среди которых маскарадное шествие на тему литературных героев книг для детей и подростков.
До этого Всемирными столицами книги были: Мадрид (Испания, 2001 г.), Александрия (Египет, 2002 г.), Нью-Дели (Индия, 2003 г.), Антверпен (Бельгия, 2004 г.), Монреаль (Канада, 2005 г.), Турин (Италия, 2006 г.) и Богота (Колумбия, 2007 г.). Бейрут примет эстафету в 2009 году. Всемирная столица книги 2010 года будет избрана в июне. Среди кандидатов на это звание: Гвадалахара (Мексика), Лиссабон (Португалия), Любляна (Словения), Рига (Латвия), Санкт-Петербург (Российская Федерация), Вена (Австрия) и Велингтон (Новая Зеландия). В отборочный комитет входят представители Международного союза издателей (UIE), Международной федерации книготорговцев (IBF), Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) и ЮНЕСКО.
* 23 апреля 1616 года – день смерти писателей Мигеля де Сервантеса, Уильяма Шекспира и Инки Гарсиласо де ла Вега.
В британской столице построен дом из бесплатных газет. "Интерактивное произведение искусства" появилось благодаря "зодчему" Саммеру Иреку и публике, которая откликнулась на его призыв.
Ирек установил деревянный каркас и предложил лондонцам наполнить его бесплатными газетами, которые распространяются в городе.
В результате на территории выставочной галереи в лондонском районе Хэкни было возведено здание высотой более трех с половиной метров, на которое пошло примерно 120 тысяч газет.
Железнодорожные компании "пожертвовали" на этот проект около двух тонн газет, которые оставили в вагонах пассажиры.
По словам Саммера Ирека, его проект затрагивает три аспекта современной жизни: новости, бумагу и дома - и способствует сближению людей.
"Даже вещи, которые не имеют никакой ценности, могут быть преобразованы в произведение искусства, в нечто прекрасное", - сообщил Саммер Ирек.
Он также заверил, что дождь не повредит его зданию, а, наоборот, превратит газеты в еще более крепкий материал.
Министерство образования Южной Кореи и Корейский центр информационных исследований сегодня сообщили о начале амбициозного проекта в области образования. Проект предусматривает полный отказ от традиционных бумажных учебников в школе и переход на более перспективные носители информации.
Начать в Корее намерены с учеников младших классов, которым уже в новом году выдадут "цифровые книги", представляющие собой планшетные устройства, оснащенные большим контрастным дисплеем, электронной памятью и питающиеся от сети или аккумулятора. Пилотный проект по внедрению начнется уже в марте 2008 года, когда ряд школ получат цифровые книги с курсом занятий по корейскому и английскому языкам, математике, обществознанию, музыке и другим предметам.
В Минобразования отмечают, что в перспективе цифровые учебники оснастят сенсорными экранами, чтобы школьники могли писать, возможностями беспроводной связи, что нужно для получения и оперативного обновления учебных материалов, просмотра видео, а также для проверки знаний учителем, который сможет скачать школьные работы. Помимо всего вышеперичисленного, корейские цифровые учебники также заменят и школьные тетради, однако произойдет это через 1-2 года, когда чувствительность сенсорных экранов возрастет и школьники смогут писать стилусом на экране точно также, как и ручкой на бумаге.
В Центре информационных исследование сообщили, что в Корее разработка цифровых учебников идет уже на протяжении 5 лет и первые прототипы новинок появились еще в 2006 году. Тогда же их опробовали на 300 учащихся и преподавателях, которые новшество одобрили.
Сейчас в корейском Минобразования заняты разработкой соответствующего цифрового учебного материала, который будет закачан в новые учебники.
Ожидается, что перевод всех учащихся в Южной Корее на цифровые учебники будет завершен к 2011 году.
Современный человек почти ничего не запоминает: телефонные номера или адреса друзей он хранит в мобильнике или в других электронных запоминающих устройствах. Поскольку память оказывается незадействованной, у многих людей развивается так называемая цифровая деменция.
Марко Брокато спас тонущего малыша, прыгнув в одежде в плавательный бассейн. В шортах у Марко был мобильный телефон, который, разумеется, перестал работать после того, как в него попала вода. «В этом мобильнике был номер водителя такси, который на следующее утро должен был везти меня в аэропорт», — вспоминает Брокато. Через два дня телефон заработал. «Но теперь я не рискую сохранять в нем важные телефонные номера», — рассказывает Марко.
Как сообщает http://www.welt.de/, сегодня многие люди полагаются на электронную технику. Мобильные телефоны и карманные компьютеры служат в качестве внешней памяти, они сопровождают нас повсюду, значительно облегчая жизнь. Тем не менее постоянно возрастающее значение этих устройств имеет неприятные последствия. Они приводят к развитию состояния, которое специалисты называют цифровой деменцией. Зависимость человека от электронных приборов делает его все более забывчивым.
Сегодня практически никто не хранит в памяти адреса друзей или знакомых: большинство писем отправляются не по почте, а по электронным сетям. «Чтобы проехать к супермаркету через несколько улиц от моего дома, я использую систему навигации в автомобиле», — говорит жительница Кельна Мануэла Бикер. Из-за этой привычки она почти не знает города, хотя живет в Кельне больше года. В результате опроса, проведенного недавно в Южной Корее, установлено, что 63% из 2000 офисных служащих жалуются на забывчивость. Пятая часть респондентов объяснили это зависимостью от электронных приборов — мобильных телефонов и компьютеров. «Сегодня люди больше ориентированы на поиск информации, чем на ее запоминание. Поэтому поисковая функция головного мозга развивается, в то время как его способность запоминать ослабевает», — говорит профессор Йон Се-Чанг из Samsung Medical Center в Сеуле.
Цифровая деменция — не заболевание (настоящая деменция проявляется прогрессирующим ухудшением познавательных способностей и является неизлечимой).Это скорее социальное и культурное явление, отражающее изменения современного общества. Долгое время система образования в западных странах основывалась прежде всего на запоминании информации, связей и практических навыков для их дальнейшего «затребования» из памяти. Многие пожилые люди могут в любое время безошибочно рассказать длинные стихотворения, которые они выучили, будучи школьниками.
В сегодняшних школах упражнения на запоминание практикуются все меньше. «Школьники почти не учат стихи наизусть, — говорит пенсионер Петер Хиллебранд из Эссена, бывший директор школы и преподаватель немецкого языка. — Еще 30 лет назад упражнения на запоминание длинных текстов были обязательной частью учебной программы. Но у сегодняшних учеников другие интересы и стремления. Они успешно обращаются с электронной техникой». Это умение в наше время более востребовано, чем способность к запоминанию.
Традиция празднования Нового года имеет тысячелетнюю историю. Но во все времена цель этого праздника была одна: начать Новый год весело и радостно.
У древних народов его встреча обычно совпадала с весенним началом возрождения природы. Постановление считать Новый год с месяца авив, соответствовавшего нашему марту и апрелю, встречается в законе Моисея. У римлян до преобразования календаря, произошедшего в 45 г. до Рождества Христова, тоже было принято считать началом нового года март. В этот день приносили жертвы божеству Янусу и начинали с него большие дела. Также было принято поздравлять друг друга и дарить и подарки.
В средневековой Европе день празднования Нового года так же периодически менялся. К примеру, во Франции до VIII века Новый год считали с 25 декабря, в XII столетии с 1 марта, а в XIII столетии со дня св. Пасхи. Наконец, в 1654 году указом короля Карла IX днём Нового года стало 1 января. В Германии это произошло во второй половине XVI века, а в Англии в XVIII веке.
В России со времени введения христианства начинали летоисчисление или с марта, или со дня св. Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября (в этот день собирались дань, пошлины, различные оброки и т. д.).
Пётр I изменил коренным образом и летоисчисление, и ритуал празднования Нового года. В первый год XVIII столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от дня сотворения мира.
Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, Пётр I установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Европы, которые свой год исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т. е. геваря 1 числа, а не от создания мира.
С тех пор на Руси, а затем и в СССР, отмечали этот праздник 1 января. Правда, как и во всём, здесь у традиции встречи Нового года существует своя особенность. 1 января мы встречаем Новый год, а в ночь с 13 на 14 января старый Новый год. Это связано с тем, что до революции 1917 года в России летоисчисление велось по Юлианскому календарю, который отставал на 13 суток от григорианского, по которому жила вся Европа. С тех пор мы и встречаем Новый год по старому и по новому стилю.
Встречая год Крысы, соберите лучших людей из своего окружения — тех, кого бы вы хотели видеть.
В убранстве комнат — посуда, предметы, украшения из натуральных материалов. Вещи из дерева, глины, натуральных камней. Украшения для дома, стола, сделанные своими руками, и поделки из дерева, шерсти, соломы. На столе обязательно должна быть чаша с водой, молоко, сыр, хлеб. Пять видов трав, злаки и семена, орехи и фрукты (могут быть и сухие). Свеча белая или желтая, но лучше — огонь в камине, печке или очаге. Посуда глиняная, деревянная.
В одежде и украшениях также хороши натуральные материалы, шерсть, камни, перья, дерево, бумага, металлы. Цвета: желтый, бежевый, коричневый, зеленый, бордо, а также золото. Очень удачны металлические, стальные и серебристые тона, синяя гамма: электрик, индиго, голубой.
Поскольку год Крысы наступает в солнечное затмение, то его следует встретить чистой водой, избегая употребления спиртных напитков, мяса, тяжелой пищи. Свои подношения, собранные для встречи года: злаки, фрукты, хлеба и самостоятельно сделанные поделки, символизирующие ваши обереги, — тоже поставьте на сторону Востока.
Встречая год Желтой Крысы, поверните лицо к Востоку. Поблагодарите уходящий год и попросите помощи и защиты у своих предков.
Год приносит много перемен в мире, и многие судьбы будут задействованы в этом. Кого-то они укрепят и поднимут на вершину успеха, а кто-то многое потеряет. Поэтому не стоит загадывать желания, и вообще помните, что с желаниями нужно быть осторожнее: а вдруг они воплотятся не так, как вам хотелось бы, или реализуются тогда, когда вам это совсем не нужно. Помните также, что необходимо запасаться багажом добрых дел — это «капитал» вашей Судьбы; и когда зло или невзгоды будут особенно одолевать, то он будет расходоваться вами на вас самих или в помощь другим людям.