Все о вашей библиотеке
Е. В. Баханская,
методист отдела информационного и учебно-методического обеспечения окружного методического центра Северо-Западного округа
Москва
План и отчет работы библиотеки – главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки. Основная цель этого материала – помочь школьному библиотекарю грамотно и четко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учащимся и педагогам, а затем убедительно отчитаться.
При составлении плана/отчета библиотекари не всегда отражают в нем все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.
План/отчет, составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку администрацией школы. С учетом этого и были разработаны методические рекомендации к составлению плана/отчета работы школьной библиотеки.
План/отчет состоит из 8 разделов. А в приложении дан перечень основной внутрибиблиотечной документации школьной библиотеки.
Обращаю внимание библиотекарей, что работа с фондом учебников не входит в основной план работы. Она отражается в отдельном плане/отчете, поскольку является дополнительной, и за нее полагается доплата. Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды работ школьной библиотеки и носят рекомендательный характер, поэтому вовсе не обязательно в план конкретной школы вносить и выполнять все виды работ.
Среди перечисленных видов работ библиотекари выбирают те, которые они выполняют в своей школе, и отражают их в своих планах с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ГОДОВОГО ПЛАНА/ОТЧЕТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (методические рекомендации)
I. Задачи библиотеки
– обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
– формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
– совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
II. Основные функции библиотеки
– образовательная.
– информационная.
– культурная.
III. Общие сведения
– количество учащихся _____ из них читателей ____.
– количество учителей ____ из них читателей ___.
– другие работники и родители ___.
– объем библиотечного фонда ___.
– книгообеспеченность (для отчета) ____.
– обращаемость (для отчета) ____.
– объем учебного фонда ___.
IV. Работа с библиотечным фондом
– изучение состава фонда и анализ его использования.
– формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
– формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).
– комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы. – оформление подписки на периодику, контроль доставки.
– прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
– учет библиотечного фонда.
– прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
– выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
– Выдача документов пользователям библиотеки.
– расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
– оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
– проверка правильности расстановки фонда.
– обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
– работа по сохранности фонда:
· организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
· систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
· обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном поорядке;
· организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
· обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
– оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.
– инвентаризация.
– обеспечение работы читального зала (при его наличии).
– организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).
V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
1. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
2. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.
3. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
VI. Воспитательная работа
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:
– беседы, – диспуты,
– литературные игры,
– читательские конференции,
– утренники,
– викторины,
– литературно-музыкальные композиции,
– библиотечные занятия и т.д.
3. Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.
4. Создание актива библиотеки и работа с ним. 5. Работа с детскими библиотеками.
VII. Информационная работа
1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
– совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
– обзоры новых поступлений;
– подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
– оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;
– помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
– помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.
2. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
– на абонементе;
– в читальном зале;
– по предварительному заказу через МБА;
– подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д.;
– помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
– проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
3. Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
– информирование о пользовании библиотекой их детьми;
– оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
– индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы;
– выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
VIII. Повышение квалификации
1. Работа по самообразованию:
– освоение информации из профессиональных изданий,
– использование опыта лучших школьных библиотекарей,
– посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
2. Регулярное повышение квалификации.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА/ОТЧЕТА РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ФОНДОМ
1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.
2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача окружному методисту.
3. Контроль за выполнением сделанного заказа.
4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.
5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).
6. Прием и выдача учебников.
7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.
9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.
10. Работа с резервным фондом учебников: – ведение его учета, – размещение на хранение, – составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда округа, – передача в другие школы.
11. Изучение и анализ использования учебного фонда.
12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.
13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
14. Расстановка новых изданий в фонде.
15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.
16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию.
Приложение
Основная внутрибиблиотечная документация
Общая
– положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой.
– паспорт библиотеки.
– годовой и месячный планы работы.
– анализ работы за предыдущий год.
– функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря.
– график и расписание работы библиотеки.
По основному фонду
– книга суммарного учета.
– инвентарные книги.
– журнал с копиями накладных.
– папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.).
– акты о проведении инвентаризации и проверок фонда.
– тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных.
– тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд).
– книга суммарного учета на ННИ (нетрадиционные носители информации).
– тетрадь учета подарочных изданий.
– дневник работы школьной библиотеки.
– журнал учета справок.
– читательские формуляры.
По учебному фонду
– книга суммарного учета.
– копии накладных по доставке учебников.
– журнал (папка) учета поступивших учебников.
– тетрадь учета брошюрного фонда.
– картотека учебников.
– папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.).
– копии бланков-заказов учебников.
– тетрадь замены учебников.
– журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры.
– диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний.
– отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.
По материалам электронного издания "Библиотека в школе" |