ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
ЗУЕВА Е.М.
Изменение идеологической доктрины российского общества и, как следствие, изменение роли (и даже миссии) библиотек в нем, быстротекущий процесс информатизации и поиск библиотеками своего места в этом процессе, наконец, изменение экономических условий существования библиотек определяют необходимостьинновационных изменений в их деятельности. Пример инновационного развития библиотек системы культуры России, показал, что функциональное богатство библиотечной деятельности позволяет создавать библиотечные образовательные, информационные, справочные, учебные, культурные, досуговые, творческие, экологические, правовые центры, центры психологической разгрузки и т.д. Выбор пути развития здесь осуществляют сами библиотеки, ориентируясь на потребности пользователей и свои творческие возможности.
Библиотеки системы образования находятся в ином положении. Основной двигатель их инновационного развития – необходимость обеспечить должный уровень информационно-библиотечного сопровождения инновационных процессов, происходящих в самих образовательных учреждениях (ОУ).
Всё чаще библиотечные инновации представляются в виде достаточно значимых для практической деятельности ОУ проектов, серьёзно обоснованных теоретически. Если их осуществление даёт положительные результаты и формируется вполне устойчивое новообразование, деятельность библиотеки приобретает новое качество.
Наиболее заметным следствием инновационного развития самого распространённого типа библиотек системы образования России, школьных, стало как существенное обновление содержания работы, так и изменение самого статуса библиотек. Государственная политика в сфере развития библиотек ОУ, в том числе и инновационного, определяется документами Министерства образования и науки России. Последний, весьма весомый документ – Примерное положение о библиотеке ОУ – принят в марте 2004 г. Он включил в себя определённую часть инновационного опыта практиков и, кроме того, ряд направлений, которые, по мнению анонимных составителей документа, необходимо осваивать библиотекам для того, чтобы обеспечить информационно-библиотечную поддержку современного образовательного процесса.
Документ официально расширил контингент пользователей школьной библиотеки практически вдвое, т.к. включил в него родителей учащихся, определив специфические аспекты их обслуживания, в частности, “консультирование по вопросам учебных изданий для обучающихся”.
Перед библиотеками поставлен ряд сугубо инновационных задач: речь идёт даже не об информационной поддержке образовательного процесса, а об “обеспечении доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям”.
Для школьных библиотекарей, традиционно предоставлявших ученикам возможность получить издания произведений учёных, писателей, политических и иных деятелей, это, несомненно сверхзадача, требующая не только иных подходов, но и иного образования.
Если об идеях, например, Л.Толстого, Ф.Достоевского, других классиков, они имеют представление хотя бы в объёме школьной программы, и могут говорить о них, представлять в беседах, обзорах, на выставках, то обеспечение доступа к идеям, знаниям и информации, заключенным в произведениях менее известных, в том числе современных авторов, представляется мне весьма проблематичным.
Наряду с повторением задач формирования навыков независимого библиотечного пользователя и совершенствования библиотечных услуг на основе внедрения НИТ, ставившихся в предыдущем Примерном положении (1998 г.), отметим появление (точнее, возвращение) воспитательных задач, главенствовавших в аналогичных документах практически почти до конца прошлого века. Звучит это как “воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала”.
Однако среди основных функций воспитательная работа упомянута только по отношению к группам продлённого дня, классам компенсирующего обучения и коррекционным классам. Возможно, воспитательная деятельность скрывается среди инновационных аспектов, как то: участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения, развитие критического мышления, просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр.
Среди инновационных функций – деятельность, связанная с обслуживанием педагогов. Это и удовлетворение запросов “в области педагогических инноваций и новых технологий”, создание “банка педагогической информации” (наряду с традиционными и электронным каталогами), “информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом”, поддержка деятельности педагогов “в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.)”, содействие “проведению аттестации” и др.
Отметим, что качественное исполнение инновационных задач и функций, обозначенных в Примерном положении, не всякому школьному библиотекарю, даже имеющему высшее специальное образование, по силам… Тем более, что несмотря на упоминание в документе возможности введения в штат библиотеки таких должностей как заведующий отделом (сектором), главных библиотекаря и библиографа, медиаспециалиста, типовые штаты - 1-2 сотрудника - действующие в стране уже несколько десятилетий, не отменены.
По меньшей мере, несерьёзны и рекомендации разрабатывать структуру и штаты конкретной библиотеки с учётом “Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках”, т.к. в данные “Межотраслевые нормы…” все вышеназванные инновационные процессы не включены. Именно поэтому приходится говорить о необходимости формирования внутри каждого образовательного учреждения собственной инновационной политики в информационно-библиотечной сфере.
Специалисты отмечают, что такая инновационная библиотечная политика должна быть направлена “на стимулирование поступательного развития библиотеки, которое осуществляется за счёт содержательного, структурно-организационного обновления и технологической модернизации всех процессов, а также позитивных изменений в профессиональном сознании персонала”.* (* Чуприна Н.Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотек// Науч. и техн. б-ки. 2003.№9.С.10).
С внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности библиотеки ОУ становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы. При этом библиотека как равноправный партнер предлагает образовательному учреждению не только свои информационные ресурсы, но и возможности доступа ко внебиблиотечным ресурсам и свой интеллектуальный потенциал.
Это требует, во-первых, автоматизации собственно библиотечных процессов (создания электронного каталога, автоматизации обслуживания читателей с использованием штрихового кодирования и др.), во-вторых, использования компьютерных сетевых технологий, повышающих качество и эффективность библиотечного обслуживания, в-третьих, использования телекоммуникационных сетей, Интернет, дающих доступ к мировым запасам информации, и, наконец, в-четвертых, включения в фонды нетрадиционных носителей информации (баз данных, материалов мультимедиа на компакт-дисках (CD-ROM, DVD), электронных справочников и учебников).
Современная школьная библиотека представляется в виде аккумулятора знаний, собирателя и держателя информации. Уже сейчас многие библиотеки начинают работать как информационно-библиотечные (библиотечно-информационные) центры. Главным отличием от традиционной организации библиотечного обслуживания в этом случае следует считать тот факт, что библиотека начинает осуществлять процесс руководства внутришкольной информационно-библиотечной деятельностью. Она берёт на себя функции организатора и координатора, создавая единый справочно-библиографический аппарат на имеющиеся в школе информационные ресурсы, включая в структуру фондов нетрадиционные носители информации, оказывая методическую помощь другим структурным подразделениям.
В этом плане показателен опыт информационно-библиотечных центров (ИБЦ) педагогического лицея № 2 г. Астрахани, гимназии “Универс” г. Красноярска, ставших лауреатами общероссийского конкурса “БиблиОбраз – 2003”. Но большинство библиотек ОУ, уже ставших информационно-библиотечными центрами, имеют ограниченные штатные и финансовые возможности и не могут осуществлять тотальную, всеобъемлющую информационную деятельность. Их работа достаточно четко ориентирована на те проблемы, решение которых определяет степень обученности, социализации личности. Поэтому основная информационно-библиотечная деятельность библиотек ОУ позиционирована: определены соответствующие группы пользователей, выбраны ведущие направления.
В отдельных регионах есть примеры, когда конкретные библиотеки становится информационно-библиотечным центром не только в своей школе, но и для библиотек образовательных учреждений города, района. Такой опыт наработан в Вологодской области, где в процессе внедрения новой образовательной области “Истоковедение” для информационно-библиотечной поддержки данного предмета выделены и действуют базовые библиотеки ОУ.
Школьные библиотеки в г. Михайловке Волгоградской области стали профильными центрами информационно-библиотечной поддержки различных направлений образовательной деятельности в ходе создания и функционирования отраслевой корпоративной информационно-библиотечной сети учебно-научно-методического комплекса (УНМК).
Иное направление инновационного развития - реорганизация библиотек школ в библиотеки-медиатеки с задачами не только сбора, хранения и предоставления традиционных и нетрадиционных изданий, но, как правило, создания новой информации (аудио- и видеопрограммы, веб-странички, сайты и др.). Во главу деятельности библиотеки-медиатеки поставлена работа с аудиовизуальными и электронными документами, в том числе, электронными учебниками, компакт-дисками.
Организуется доступ к полнотекстовым (гипертекстовым) базам, по своим масштабам в тысячи раз превышающим собственные фонды. Телекоммуникационные сети, Интернет дают абонентам медиатеки возможность доступа к мировым ресурсам информации, электронная почта – практику общения со сверстниками в России и за рубежом. При этом традиционные библиотечные фонды и методы работы уходят на второй план и, как правило, инновации на них не распространяются.
Опыт работы таких медиатек есть, например, в СОШ №24 г. Нерюнгри, гимназии №56 г. Санкт-Петербурга и др. В Алтайском крае среди задач, перечисленных выше, ставятся весьма сложные цели формирования медиаграмотности. Здесь уже действует более трёх десятков библиотек-медиатек, находящихся на разных этапах развития.
В данном варианте желательно иметь в виду, что, по мнению учёных, освоение языка медиасредств детьми происходит до 10 лет, и позиционировать работу библиотеки-медиатеки необходимо именно на эту возрастную категорию пользователей.
Сегодня наряду с “библиотеками-медиатеками” и “библиотечными медиацентрами” появляются и просто “медиатеки”, “мультимедийные учебные центры” и т.п. Подчеркнём, что главным для подобных структур, становится не столько формирование фондов медиаматериалов (эту работу в той или иной мере приходится вести и библиотекам школ), сколько обучение технологиям их создания и использования, освоение сетевого пространства, формирование медиаграмотности, воспитание медиакультуры.
При создании таких школьных информационных служб (ШИС), библиотека не просто исчезает из названия нового структурного подразделения, но и не рассматривается в качестве системообразующего элемента. И хотя чаще всего именно на библиотекаря дополнительно возлагается ведение процессов учёта, обработки, хранения и выдачи современных носителей информации, в целом теряются качественные, отработанные в библиотечной науке и практике технологии аналитико-синтетической обработки документов, ведения справочного аппарата, игнорируются требования ГОСТов СИБИД.
Ещё одно направление можно определить как инновационное: происходит практическое и теоретическое осмысление библиотечной деятельности как педагогического процесса. Такая оценка вклада библиотек образовательных учреждений распространяется не только среди библиотекарей, но и среди педагогов. В связи с этим для всех школьных библиотек особое значение приобретает освоение современных технологий педагогической деятельности. Без этого невозможно эффективное формирование информационной культуры учащихся, обучение их навыкам независимого библиотечного пользователя, библиотечное содействие развитию речевой деятельности школьников, их переходу от одного возраста к другому, помощь в освоении мультикультурного пространства образования, содействие становлению гражданской грамотности, развитие критического мышления и т.д.
Всё чаще в педагогической печати появляются публикации, раскрывающие педагогический опыт отдельных библиотек системы образования.
Как свидетельствует опыт гимназии № 210 “Корифей” г. Екатеринбурга, это также меняет роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе: она становится полноправным педагогическим подразделением школы, ведёт образовательную и воспитательную деятельность, а в области формирования информационной культуры руководит образовательным процессом, оказывает методическую поддержку другим структурным подразделениям и педагогам.
Большой опыт педагогической деятельности школьных библиотек накоплен в республике Саха (Якутия). Это – результат повышенного внимания к библиотекам со стороны органов управления образования и руководителей ОУ, официального введения должности “педагог-библиотекарь”, научной разработки квалификационных требований. На новый уровень выводит школьные библиотеки переосмысление ее работы с учебной литературой. Важность обеспечения учеников современными изданиями учебников, а педагогов информацией об их постоянно меняющемся репертуаре на книжном рынке, объемы этой деятельности, специфика работы с фондами учебников, приближающая работу школьной библиотеки к работе библиотек средних и высших специальных учебных заведений, придают школьной библиотеке статус учебной, аналогичный статусу библиотек вузов и ссузов.
К сожалению, это направление разработано менее всего и пока на обсуждение библиотечной общественности представлен только проект Примерной должностной инструкции заведующего отделом (сектором) учебной литературы библиотеки общеобразовательного учреждения.* (*Комплектование фондов библиотек общеобразовательных учреждений:Материалы из опыта работы/ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО.-М.,2003.-С.67-69).
Все больше появляется библиотек, где абонемент перестает быть главным подразделением, и на первый план выходит работа читального зала.
Библиотека здесь выступает учебным подразделением, предоставляющим возможность подготовки в комфортных условиях рефератов, докладов, домашних заданий.
В читальном зале обеспечивается не только доступ к разнообразным информационным ресурсам, библиотека здесь создает справочно-библиографическую службу, осуществляет постоянное консультирование по методике поиска информации и трансформирования ее в необходимый школьнику материал. Практика показывает необходимость создания специализированных читальных залов.
Например, успешно действуют возрастные читальные залы в СШ №9 г. Зеленодольска, (Республика Татарстан) что дает возможность не сталкивать интересы младших и старших школьников в процессе обслуживания, консультирования, организации работы с книгой. Библиотекари же получают возможность более глубоко изучать и ориентироваться на возрастные читательские особенности. Особого внимания и поддержки заслуживает создание в ряде сельских школьных библиотек Республики Саха (Якутия) научных читальных залов.
Этот инновационный опыт показывает целесообразность и актуальность библиотечной поддержки процесса формирования основ и навыков исследовательской деятельности школьников. При этом возникает взаимосвязанный процесс: появляются новые группы читателей (“интеллектуалы”, участники олимпиад, “ориентированные на науку”, “лидеры чтения” и др.) – для них создаются специализированные фонды научной литературы, специальные научные читальные залы.
Создание научных читальных залов в свою очередь ведет к увеличению числа входящих в эти группы читателей. Интенсивное внедрение информационно-коммуникативных технологий привело к появлению в библиотеках компьютерных залов (зон), видеосалонов. Технологии их создания и организации работы сегодня в стадии формирования, но они уже стали визитными карточками ряда библиотек ОУ и привлекают читателей новыми видами услуг.
Таким образом, практика показывает, что инновационное изменение роли и места библиотеки в процессе обучения и воспитания, как правило, обусловлено внешними воздействиями и возникает в тех случаях, когда происходит полная реорганизация обслуживаемого образовательного учреждения, изменение части его или создание нового учреждения.
Для большинства наших библиотек инновационные перемены возникают в процессе реорганизации учреждений, и это позволяет вести инновационные преобразования путём саморазвития, базирующегося не на полном разрушении или замене традиционной библиотеки, а на основе её сохранения, преобразования и разностороннего развития.
Для библиотек системы образования инновационные процессы должны стать тем фактором, который обеспечит возникновение нового качества функционирования в современных изменившихся условиях жизнедеятельности образовательных учреждений, с учетом накопленного прошлого опыта. Несомненно, меняется сама профессия школьного библиотекаря.
От библиотекаря – медиаспециалиста ждут умений работы с аудиовизуальными и электронными документами, современной техникой. Библиотекарь (и библиограф!) информационного центра обязан владеть навыками аналитико-синтетической переработки информации и методиками ее создания и распространения, педагог-библиотекарь должен обладать всеми составляющими профессии педагога, а для организации результативного фандрайзинга, библиотекарю требуются юридические и экономические знания.
В заключение мне хотелось бы высказать мнение, что возможности инновационного развития библиотек как информационного, культурного и образовательного учреждения далеко не исчерпаны тем, что создано в настоящее время, и перспективы их вовсе не непременная трансформация в медиатеки и свехсовременные мультимедийные учебные центры. Однако будущее школьных библиотек как социального института во многом зависит от их способности гибко реагировать на изменение внешней среды и внутренних потребностей всей системы образования и каждой конкретной школы, а также от восприимчивости к инновациям.
Источник: http://www.nbuv.gov.ua/ellib/Crimea/conf_2005/texts/zueva.pdf |