Модели различных вариантов школьной библиотеки и их функционирование в образовательных учреждениях 21 века
Т.В. Пантюхова,
аспирантка РГБ,
руководитель справочно-информационного центра МОУ лицей №28 г. Н.Новгорода
Настоящее единство создается через уникальность каждого, а не через единообразие всех.
Антоний Сурожский
Школьная библиотека – это не только сложная система, обладающая структурой и многоканальностью, многофункциональностью, наличием обратных связей, но и большая система, в которой объединены сложная система и «человек» в виде управленца, инженера знаний. При этом система приобретает дополнительные качества, так как кроме значимости, необходимо еще учитывать психофизиологические реакции человека, обоснованность и своевременность решений.
Следовательно, базовая модель школьной библиотеки формируется: во первых, с учетом внутренних и внешних связей между элементами таких систем: как «школьная библиотека», «образовательное учреждение», «социокультурные институты», «сетевые ресурсы», во-вторых, внутреннего и внешнего управления, в в-третьих, на основе классических элементов, из которых состоит библиотека: библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал, материально-техническая база.
Рассмотрим эволюцию базовой модели школьной библиотеки.
Формирование базовой модели школьной библиотеки происходит в контексте развития школы и системы образования, обобщения и систематизации педагогического, библиотечного, инновационного опыта для конкретной исторической эпохи.
Проанализировав источники, по истории педагогики, образования и библиотечного дела [1,2,3,4,6] мы можем выделить три основных периода в развитии базовой модели школьной библиотеки.
Подготовительный период (Х-ХVIIвв.).
Образование в этот период заключалось в изучении церковно-богослужебных книг и Священного писания, учителями были духовные и светские лица. Церковное образование было единственным для всех сословий: для бедных и богатых, для девочек и мальчиков. В конце периода возникли общественные и государственные школы, но упоминания в документах о школьных библиотеках отсутствует.
Организационный период (ХVIII – ХIХ вв.).
В ХVIII веке в России положено начало формированию государственной системы образования. Для каждого сословия создавались свои школы. Ф. Прокопович в «Духовном регламенте» (1721г.) отводил большую роль библиотекам при учебном заведении [1]. Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков в «Пропозициях» [1] (1712г.) вносил предложение о создании в России академий-гимназий, а при них обязательно библиотеки с книгами на разных языках и о разных науках. М.В. Ломоносов большое значение придавал обеспечению учебной литературой каждого ученика, и тем самым способствовал организации в школе пунктов выдачи книг, то есть библиотек. В 1812 году создается Царскосельский лицей с богатой библиотекой. Библиотека лицея – первая модель школьной библиотеки, подробно описанная в печатных источниках.
Классический период (конец ХIХ – ХХ вв).
В архивах появляются отчеты о деятельности образовательного учреждения, в которых упоминается о школьных библиотеках. В музеях старых образовательных учреждений хранятся печатные и фотографические материалы о деятельности библиотеки и участии ее в учебно-воспитательном процессе школы.
В учебных пособиях по библиотечному делу школьные библиотеки рассматриваются как отдельный тип библиотек. Создаются библиотечные организации (секция в РБА, ассоциация школьных библиотек), профессиональные периодические издания («Библиотека в школе», «Школьная библиотека»), специальные учебные, методические, справочные пособия, конкурсы, фестивали.
Преобразовательный период (ХХ в.).
Наблюдается неустойчивое развитие массовых детских и школьных библиотек. Образовательные вызовы постиндустриального общества диктуют необходимость модернизации школьных библиотек.
Исходя, из вышеизложенного, мы можем выделить три устойчивых, исторически сложившихся, базовых модели школьной библиотеки, и на, данный момент, формирующуюся, не устойчивую (инновационную) модель школьной библиотеки.
1 модель – учитель-книга-ученик.
Это модель, скорее условная модель библиотеки, так как в ее структуре отсутствуют такие элементы как персонал и материально техническая база. В данной модели роль библиотекаря выполняет учитель. Книги хранятся в классной комнате или в комнате учителя. Такая модель присуща для подготовительного периода и функционирует в рамках этого периода.
2 модель – библиотека (помещение) – книга – ученик, учитель.
Происходит увеличение фонда и появляется необходимость в создании специального помещения для книгохранения. Выделяются элементы «фонд» и «материально-техническая база». Следовательно, должен появится человек, который бы присматривал за фондом и работал с ним. Это еще не библиотекарь, и, скорее всего, смотритель, полномочия которого ограничивались выдачей книг и их сбором. Такие функции мог выполнять и учитель по совместительству.
3 модель - библиотека (помещение) – библиотекарь - книга - ученик, учитель.
В этой модели появляется сотрудник библиотеки – библиотекарь. Именно такая модель указывает на то, что библиотека становится структурным подразделением образовательного учреждения и начинает функционировать как отдельная система. Школьная библиотека наделяется информационными, образовательными, воспитательными функциями и становится полноправным участником учебно-воспитательного процесса.
4 модель – инновационная, предусматривает широкий структурный диапазон:
Библиотека – библиотекарь – фонды – пользователь.
Медиатека – медиатекарь - медиаматериалы – пользователь.
Интернет (в библиотеке) – информационные ресурсы- пользователь.
Интернет – библиотекарь – информационные ресурсы – пользователь.
Предложенные четыре варианта вовсе не исчерпывают всех возможных схем. В инновационной модели происходит высокий уровень интеграции среди элементов, процессов, названий, что предоставляет расширить диапазон деятельности библиотеки.
Такая модель предполагает преобразование библиотеки в культурный, креативный, информационный центр.
Тем самым, школьная библиотека становится своего рода центром управления образовательными ресурсами. Отсюда, на базе школьной библиотеки, предоставляется возможность организовать новые структурные образования: пресс-службу, сектор связей с общественностью, сектор фандрайзинга и т. п.
Одним словом школьная библиотека, расширяя обслуживание и услуги, инициирует создание новых коммуникаций.
Происходят такие системные изменения, что центральное место в функционировании школьной библиотеки начинает принадлежать информации, коммуникациям и ресурсам.
Парадоксально, но все четыре модели мы можем сегодня наблюдать в российских образовательных учреждениях! Значит, в ХХI веке действуют модели библиотек, аналогичные тем, которые функционировали несколько веков назад.
Источник: http://rumchten.rsl.ru/2007/ru/docs.html |