В новый век – со старым багажом проблем
Если проанализировать последние десятилетия развития школьных библиотек России, складывается вполне определенная картина. Начало 70-х гг. - школьная библиотека - библиотека детская. Она формирует фонды литературой, изучаемой в школе (в основном, художественной: программные произведения и рекомендованные для внеклассного чтения), активно пропагандирует ее, здесь имеется кроме того достаточно скудный репертуар научно-популярной литературы. Методическую помощь ей оказывают детские и юношеские библиотеки системы Министерства культуры (что официально было закреплено в 1984 г. в Положении о библиотечном деле в СССР). Последние всячески поддерживают формирование школьной библиотеки именно как детской.
В середине 70-х гг. выходит приказ Министерства просвещения СССР о создании в школьных библиотеках фондов литературы для учителей, и с этого времени начинается активное формирование фондов педагогической, в основном методической, литературы. Это потребовало изменения подходов к библиотечно-библиографическому обслуживанию педагогов: если раньше библиотекари школ рассматривали читателя-педагога в основном как руководителя детским чтением, то теперь на первый план выдвигаются его потребности в специальной педагогической литературе. В арсенале библиотекарей появляются формы и методы работы специальных библиотек (дни информации, дни специалиста, групповое и индивидуальное информирование и т.д.).
С 1978 г. учебники выдаются учащимся школ бесплатно. С этого времени вводится новая должность - методисты по библиотечным фондам учебников, первые в отрасли специалисты, призванные заниматься проблемами (пусть пока и не всеми!) библиотечного обслуживания в школе. Школьная библиотека вынуждена осваивать работу с фондами учебников, приспосабливая технологию библиотек системы Министерства культуры и становясь тем самым ближе к другим типам учебных библиотек - библиотекам вузов и ссузов.
В 1979 г. создается методическая служба библиотечного дела отрасли во главе с ГНПБ им. К.Д. Ушинского, правда, на начальном этапе охватывающая только библиотеки педагогических вузов. К середине 80-х гг. формирование этой службы логически завершается включением в сферу методической деятельности ГНПБ школьных библиотек. В целях исключения дублирования научно-методический отдел длительное время занимается лишь проблемами организации работы школьной библиотеки, ведет подготовку основных регламентирующих документов, ориентируясь на уже накопленный опыт работы школьных библиотек как детских, используя традиционные и вновь появляющиеся материалы библиотек системы Министерства культуры. Но чем дольше ведется эта работа, тем яснее становится, что школьная библиотека активно развивается уже не как детская, и даже не как специальная педагогическая, а, несомненно, как учебная библиотека.
Таким образом, в новый век школьная библиотека вошла, имея функции детской библиотеки (базирующиеся на фондах художественной и научно-популярной литературы и контингенте читателей-учащихся), специальной педагогической библиотеки (базирующиеся на фондах педагогической литературы и контингенте читателей-педагогов) и учебной библиотеки (базирующиеся на фондах учебной литературы и более широком контингенте читателей; педагогов, учащихся, родителей).
Однако столь значительное и явное расширение функций, к сожалению, не было подкреплено материально. До сих пор типовые штаты школы (0,5-2 единицы библиотечных работников) ориентированы на примитивную “одноклеточную” структуру библиотеки и обеспечивают только деятельность абонемента. На деле каждая библиотека имеет два полноценных абонемента: учебный (со своим фондом, специфическим учетом изданий, справочным аппаратом и 100%-ным обслуживанием контингента) и художественный (с отдельным фондом отраслевой и художественной литературы, разветвленной структурой справочно-библиографического аппарата, особой системой обслуживания -
от 70 до 100% контингента). А ведь есть еще и читальные залы! Реально библиотекарь ведет там работу на общественных началах, что подтверждается отсутствием в типовых штатах должностей библиотекаря читального зала, библиографа, в учетной документации - требований к учету работы в читальном зале, а в отчетах библиотек - сведений об объемах этой работы.
Нет в школах и возможности использовать труд высококвалифицированных библиотечных специалистов, из-за отсутствия должностей главных специалистов, заведующих секторами, отделами, что немаловажно для многих крупных городских школ, где число фактически обслуженных читателей (этот показатель предусмотрен ГОСТ 7.41–82 “Единицы учета обслуживания читателей и абонентов библиотек и органов научно-технической информации” для общего учета читателей на всех точках обслуживания: учебном, отраслевых, возрастных и прочих абонементах, в читальных залах) достигает нескольких тысяч.
Минобразованию России давно следовало принять меры к расширению перечня используемых в библиотеках образовательных учреждений библиотечных должностей. Пожалуй, только методические рекомендации Е.Н. Ястребцевой “Как создать в школе медиатеку” (М., 1994) предлагают проект штатного расписания современной библиотеки-медиатеки, ориентированный на ее действительные направления и объемы работы. Но он так и остается проектом. Несомненно, руководители школ, как распорядители бюджета, могут сами решать проблемы численности библиотечных работников. Но для увеличения штата им необходимы ориентиры, такие, например, которые приведены в пособии “Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках” (М., 1997).
Не решив этих проблем, трудно вести речь о наполнении работы школьной библиотеки.
Что ждет школа от своей библиотеки в ближайшем будущем?
Экономические и социальные преобразования последнего десятилетия полностью изменили подходы к образованию в стране. Огромно влияние процесса информатизации общества. Это требует переосмысления целей и содержания библиотечного обеспечения отрасли. Не случайно именно теперь в структуре Минобразования России создано Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек, включающее специализированный Отдел библиотек. В институтах повышения квалификации появляются кабинеты библиотечного дела, научно-методические библиотечные центры и т.п., а также библиотечные специалисты, обеспечивающие новый уровень повышения квалификации библиотекарей школ, оказывающие им методическую помощь. Решением аналогичных вопросов на муниципальном уровне занимаются методические кабинеты органов управления образования, которые ныне реорганизуются в информационно-методические (образовательные, диагностические и пр.) центры. К теме деятельности школьной библиотеки обращаются профессиональные издания: журналы “Завуч”, “Директор школы”, “Учитель” и др., газета “Первое сентября” (вкладка “Библиотека в школе”). Министерство образования РФ и НП “БМЦ” выпускают специализированный журнал “Школьная библиотека”.
Для школьной библиотеки на первый план выступают те проблемы, помощи в решении которых требует современная школа. В числе важнейших - работа с учебной литературой. Последние годы формирование в библиотеках фонда школьных учебников вышло за рамки механической работы, расширяется типология учебной литературы (помимо основного учебника - книга для учителя, для ученика, справочники, рабочие тетради и т. д.), растет репертуар учебников за счет альтернативных изданий. Интенсивно ведется информационная работа в области учебного книгоиздания, создаются базы данных учебной литературы. Усиливают свою деятельность в этом направлении методические службы органов управления образования. Но наиболее актуально это для школы. Директор нижегородской школы № 186 М. Бугров считает, что учебников должно быть много, разных, “пусть они стоят на полках в ряду других книг, и ребенок выбирает, где какую взять информацию. Для нашей школы это норма. Работа по одному учебнику растит робота. Только библиотека дает свободу в работе с книгой, в учебе”.
Тем не менее четкого осознания роли школьной библиотеки как центра работы с учебной литературой пока не произошло. Яркое подтверждение тому – не только отсутствие современных документов для библиотек по этой тематике на отраслевом и региональных уровнях (до сих пор в работе с учебниками руководствуются инструкцией 1978 г., во многом себя изжившей), но и невостребованность сведений об этой деятельности и, как следствие, практическое отсутствие учета, планирования и отчетности в этой области обслуживания читателей).
Судя по публикациям в педагогической печати, педагоги ждут развития информационных функций школьной библиотеки. Все чаще это закрепляется не только в задачах, но и в названии: вместо библиотеки в структуре школы появляется информационно-библиотечный центр. Как представляют себе назначение такого структурного подразделения сами педагоги видно из их пожеланий: “Основные функции информационного центра: хранение информации (художественной, предметной, научной, методической и т.д.), отвечающей как внутренним, так и внешним потребностям школы; поддержка организации дней науки, предметных недель, тематических вечеров, методических конференций и т.д.; сбор (получение) информации о процессах и событиях, происходящих внутри и за пределами школы; освещение собранной информации в бюллетенях (периодических и разовых, профессиональных и самодеятельных, печатных, рукописных, интерактивных и т.д.), обмен информацией с другими подобными центрами (научными, исследовательскими, учебными и т.д.). Необходимость такого центра диктуется всем ходом развития современной науки и образования, однако в технологическом плане мы пока отстаем от этого процесса”. (Директор школы. 1999. № 4). Информационный центр школы не сводится только к компьютеризации обычной школьной библиотеки.
Можно сужать или расширять виды информационной деятельности, но бесспорно, что школьной библиотеке придется много поработать, чтобы соответствовать ожиданиям педагогов, современным требованиям к информационному обеспечению учебного процесса. До последнего времени школьные библиотеки работали только с первичными источниками информации (книгами, периодикой), изредка прибегая ко вторичной, библиографической информации (как правило, о тех же книгах и периодике). Сейчас речь пойдет не только о библиографической, но и о фактографической, аудиовизуальной и прочей информации. Библиотеки превращаются в медиацентры, и библиотечным работникам придется работать с новыми видами документов, информационных материалов, овладевать современными компьютерными технологиями работы с информацией в особых условиях, когда библиотека выступает как учебная информационная среда.
Заново придется осмысливать и наполнять содержанием и педагогические функции школьной библиотеки. О них речь идет, как правило, в контексте проблемы обучения ребят современным навыкам библиотечно-библиографической грамотности. Однако огромный педагогический потенциал школьной библиотеки позволяет значительно расширить ее влияние на обучение и воспитание подрастающего поколения.
В заключение можно констатировать, что в настоящее время школьная библиотека, оставаясь детской библиотекой, совершенствуя функции обеспечения учащихся учебной литературой, а педагогов специальной, должна интенсивно развивать информационные и педагогические функции, выводящие ее деятельность на уровень требований современной школы. Не меньших затрат и усилий требуется со стороны педагогической науки и практики: ведь обозначить требуемое сегодня от библиотеки - только половина дела. Школа должна перестать воспринимать школьную библиотеку как нечто постороннее, управляемое со стороны, действующее по законам, диктуемым Министерством культуры. Необходимо повернуться лицом к своей библиотеке, оценить ее педагогический потенциал и возможности как учебной информационной среды, обозначить ее коренные отличия от других типов библиотек и разработать для школьных библиотекарей-практиков теоретические основы их педагогической и информационной деятельности в современных условиях.
О состоянии библиотечного обслуживания детей в России/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2002. -№ 32 (188)