Понеділок, 23.12.2024, 05:18
Вітаємо на сайті САШБ! Гость | RSS

Славутицька асоціація шкільних бібліотекарів

Методична скарбничка бібліотечного фахівця

Головна » Статьи » Організація роботи бібліотеки » Організаційна культура бібліотеки

Профессионально-педагогическая деятельность современного библиотекаря: принцип интеграции
Профессионально-педагогическая деятельность современного библиотекаря: принцип интеграции
  
Черниченко В.И.
Московский государственный университет культуры и искусств,
Москва, Россия
  
Рассматривается профессионально-педагогическая деятельность библиотекаря, ее структура, и основные аспекты. Особое внимание обращается на необходимость учета интеграции на примере взаимодействия педагогики и библиотековедения в процессе работы с читателями.
 
Профессионально-педагогическая деятельность библиотекаря, работающего с читателями, отличается, с одной стороны, многоаспектностью, с другой, — целостностью, комплексностью отдельных ее направлений.
Термин “профессионально-педагогическая деятельность” — производное от двух понятий “профессиональное” и “педагогическое”, где “профессиональное” для библиотекаря — это то, чем он должен овладеть и уметь выполнять как специалист в области библиотечно-библиографической работы, а “педагогическое” — характеристика профессии, указывающая на ее педагогическую сущность, направленность на выполнение важнейших функции воспитания, образования, развития личности, помощь | читателям в их самореализации и социальной адаптации.
В понятии “профессионально-педагогическое” уже заключен принцип интеграции педагогики библиотековедением, выполняющих общие важные функции по развитию личности читателя. Иными словами, под профессионально-педагогической деятельностью библиотекаря следует понимать такую деятельность, которая направлена на воспитание, образование, развитие личности читателя специфическими средствами и методами библиотечной работы, под воздействием определенных факторов, важнейшими из которых являются книга и сам библиотекарь как педагог.
Нужно заметить, что, называя деятельность библиотекаря “профессионально-педагогической”, мы тем самым подчеркиваем единство профессиональных и педагогических функций специалистов. Это такая профессия, где тесно взаимодействуют “профессиональное” и “педагогическое”. Вместе с тем, может возникнуть вопрос: можно ли вменять педагогические функции библиотекарю, не работающему с читателями на абонементе, занятому в книгохранилище, в библиографическом отделе и т. д.?
В этом случае следует выделять “специальное” или “специфическое” в профессиональной деятельности, и педагогическая функция деятельности библиотекаря будет выступать опосредованно, через различные продукты человеческой деятельности, в частности книгу, которую необходимо понимать как средство, направленное на воспитание, образование и развитие личности читателя.
Следует заметить, что провести границу между “педагогическим” и “профессиональным” и деятельности библиотекаря, особенно детского, очень трудно, практически невозможно. Но нашей просьбе библиотекари, работающие с читателями-детьми, пытались это сделать, но не смогли их четко дифференцировать. Однако наряду с “профессиональным” и “педагогическим” в деятельности детского библиотекаря они выделяли “специальное”, что присуще библиотекарю только как специалисту. Сюда были отнесены библиографические функции, работа с каталогами, книжным фондом и т. д. Тем не менее большинство опытных библиотекарей и студентов вуза культуры заметили, что и здесь идет своеобразное опосредованное общение специалиста с читателями, где формальное преломляется через личностное.
Что же касается работы на абонементе и в читальном зале, с разновозрастными читателями, в рекреационной деятельности с применением различных организационных форм и годов работы (проведение бесед, библиотечно-библиографических уроков, игр, выставок, обзоров, связанных с рекламой новых книг и по темам, организация встреч с известными людьми, проходящими не только в библиотеке, но и в тех социальных институтах при участии библиотеки и др.) в соответствии с планом библиотеки, то они содержат ярко выраженный синтез педагогического и профессионального.
Развитие библиотечной педагогики библиотековедами А.Я.Айзенбергом, В.И.Терешиным, а также признание этого термина ведущими учеными в этой области (К.И.Абрамовым, А.Н.Ванеевым, Н.С.Карташовым, О.С.Чубарьяном) несколько изменили отношение к данной проблеме и положили начало развитию важнейшей мысли, что любая библиотека обладает педагогической функцией, а стало быть любую библиотеку нужно рассматривать как педагогическую систему.
Однако в наибольшей степени педагогическая сущность библиотеки, по мнению большинства исследователей, все-таки проявляется в образовательной, воспитательной и развивающей функциях.
Основной целью библиотечной педагогики, по мнению ее разработчиков, является свободное развитие личности, а не определение содержания и системы чтения абонента.
Безусловно, гуманистическая педагогика должна иметь место в библиотеке, особенно той, которая работает с детьми, — это способствует развитию личности. Но исследовать систему чтения читателя-ребенка и ее содержание — одно из важнейших задач библиотекаря как педагога-исследователя.
Подчинение важнейшей педагогической закономерности, вытекающей из общественной сущности педагогической науки — педагогика никогда не шла и не идет впереди общественного развития, она всегда следует за ним, изучает его последствия, объясняет и вносит свои коррективы через педагогические процессы и явления, происходящие в библиотеке. Однако это не устраняет в настоящее время определенных трудностей в профессионально-педагогической подготовке специалистов к осуществлению педагогической деятельности в библиотеке.
Следует заметить, что содержание подготовки специалистов изменяется под воздействием объективных факторов. Социально-экономические и политические изменения в обществе не могут не отражаться на специфике работы библиотек вообще, а библиотек, предназначенных для работы читателями — детьми, в наибольшей степени.
Как известно, библиотеки все меньше посещаются, особенно детьми в подростковом возрасте. Одной из причин этого является то, что книга сегодня уже не является единственным источником информации, в настоящее время появились другие источники знания, а их разновидности с каждым годом увеличиваются.
Другая причина в том, что современные семьях, где растут дети, стали обладателями хороших домашних библиотек, которые по книжному фонду могут соперничать с некоторыми детскими библиотеками. Дети в этих семьях имеют возможность удовлетворить тягу к чтению и обходятся без посещения библиотеки.
Третья причина в том, что изучение обязательной литературы по школьной программе лишает их возможности заниматься чтением “для души” систематически, используя для этого библиотеку.
И, наконец, четвертая причина в том, что современные дети вообще мало читают, посещают библиотеку, да и домашней пользуются редко.
Выявление причин непосещения детьми библиотек — одна из задач работающих там специалистов. Следовательно, одной из функций специалиста библиотечного дела является исследовательская функция, которая предполагает наличие у специалистов библиотечного дела системы знаний, умений и навыков, которые позволяют им в своей профессионально-педагогической деятельности решать все остальные проблемы, стоящие перед современной библиотекой, на высоком уровне.
Главным в профессионально-педагогической деятельности библиотекаря является умение ставить педагогически целесообразные цели и достигать необходимых результатов в работе, опираясь на современные научные психолого-педагогические и библиотековедческие данные, согласуя их с ценностями отечественной культуры.
Целенаправленное в профессионально — педагогической деятельности библиотечною работника является не только главным звеном этой деятельности, по и имеет непосредственное отношение к формированию личности самого библиотекаря и читателя. Известно, что деятельность — важнейшая потребность человека, стимулируемая внутренней (психологической) и внешней (физической) активностью и регулируемая отчетливо осознаваемой целью.
Целью профессионально-педагогической деятельности библиотекаря, работающего с молодежью, можно назвать оказание помощи в подготовке ее к жизни, к умению выживать в современных условиях, достаточно сложных и противоречивых. Кроме того, необходимо помочь молодым читателям определиться в выборе профессии, помочь сохранить собственную индивидуальность, стать творческой личностью, созидающей, а не разрушающей отечественную культуру, созданную предками.
При анализе структуры профессионально-педагогической деятельности библиотекаря, можно опираться на имеющиеся в науке данные, учитывая, что между “педагогическим” и “профессиональным” в деятельности библиотекаря границы достаточно прозрачны.
Так, в соответствии со структурой деятельности педагога, работающего в школе, можно выделить в ней три ведущих компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые имеют место в деятельности библиотекаря.
Конструктивная деятельность — это проектирование личности и содержания будущей деятельности читателя-ребенка, как система и последовательность участников общения.
Организаторская деятельность осуществляется в тесном единстве с деятельностью конструктивной, ибо в деятельности библиотекаря, стоящего в позиции педагога, воспитателя, каждое педагогическое действие носит организаторский характер.
Коммуникативная деятельность предполагает установление педагогически целесообразных отношений между читателем и библиотекарем. Эта деятельность имеет непосредственный воспитательный характер и поэтому предполагает наличие у библиотекаря определенных профессионально-педагогических качеств личности.
Разработка данной проблемы привела к более развернутому толкованию структуры педагогической деятельности, в нее стали включать такие компоненты, как исследовательский, информационный, развивающий, мобилизационный, ориентационный.
На наш взгляд, профессионально-педагогическая деятельность библиотекаря и библиотеки — это сложнейшая многокомпонентная система. Она объединяет такие важнейшие виды деятельности как воспитательно-образовательная и самообразовательная, информационно-просветительная, коммуникативная, организаторская, интерактивная, социально-психологическая, психотерапевтическая, духовно-творческая, исследовательская.
Учитывая специфику библиотеки как социального института воспитания, следует отметить, что для успешной работы с читателями библиотечному работнику важно овладеть всеми видами деятельности, которые реализуются в процессе непосредственного и опосредованного общения с читателями и другими людьми, так или иначе оказавшимися внутри профессионально-педагогического процесса, осуществляемого в библиотеке.
Категория: Організаційна культура бібліотеки | Добавил: admin (06.01.2008)
Просмотров: 4116 | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Реєстрація | Вхід ]
Меню сайту
Категории каталога
Морально-етичне виховання [1]
Робота з фондом підручників [1]
Досвід роботи бібліотек [4]
Планування роботи бібліотеки [6]
Моделі бібліотек [5]
Організаційна культура бібліотеки [9]
Документи Асамблеї країн СНД [1]
З історіїї бібліотечної справи [1]
Форма входу
Пошук
Наші друзі

 
 
 
 
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи  
Статистика
Опитування
Чи може інформація із Internet замінити користування бібліотеками?
Всього відповідей: 705
Міні-чат
Copyright MyCorp © 2024