БИБЛИОТЕКИ ЭПОХИ ИНТЕРНЕТА — В ПОМОЩЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Е.Зуева Ст. научный сотрудник Научно-методического отдела ГНПБ им. К.Д. Ушинского
В духовных исканиях детей и подростков нужна и важна помощь терпеливых и доброжелательных взрослых, способных выслушать, понять и подсказать. Таким советчиком может стать не только педагог, но и школьный библиотекарь: ведь во многом именно литература формирует позитивное отношение к жизни, играет большую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Школьная библиотека должна быть готова помочь ученикам и педагогам в поиске и подборе материалов, ориентированных одновременно на две задачи: информационно-библиотечную поддержку при изучении предмета «Основы православной культуры» и духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Незадействованный до настоящего времени резерв решения обеих задач — использование православной литературы.
Несмотря на то, что современные образовательные программы предполагают знакомство с некоторыми жанрами православной литературы, специалисты библиотечного дела считают, что проблема духовно-нравственного воспитания детей и юношества средствами православно ориентированной литературы является одной из нерешенных проблем в нашей стране. Во многом это обусловлено отсутствием соответствующих изданий в фондах российских библиотек, в том числе и школьных. В настоящее время появились рекомендации в помощь продуманному созданию фондов литературы православной направленности, детально разработана типовидовая структура православных изданий [6, 7]. Однако в условиях недостаточного финансирования должно пройти еще немало времени, прежде чем школьные и педагогические библиотеки сумеют создать полноценные библиотечные ресурсы этого профиля. В то же время нельзя игнорировать тот факт, что в окружающем нас мире информация поступает не только в традиционном виде, но и в электронном, через компьютерные сети, Интернет.
Развитие информационно-компьютерных технологий (ИКТ) идет настолько быстро и настолько значительно ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Компьютер — это реальность сегодняшней школы. И каждый человек ныне должен уметь не просто ориентироваться в Интернете, но, формируя и защищая свои духовно-нравственные позиции, знать, какие сайты в сети посещать, а какие — нет.
Перед современными библиотекарями стоит задача не только содействовать в выборе книг, но и стать верным путеводителем в электронном информационном море, помогая пользователям в поиске и выборе информации в Интернете.
Библиотеки, уже имеющие доступ в Интернет, могут воспользоваться целым рядом услуг, ранее им не доступных. Так, применение Интернета в комплектовании фонда предполагает активное использование возможностей сети для выявления и заказа необходимых изданий. (Постоянно увеличивающееся число российских виртуальных книжных магазинов породило даже создание специальной поисковой системы Findbook (http://www. findbook.ru). Православные книги, как и издания иной тематики, успешно рекламируются и продаются через Интернет.
Мощь виртуального справочно-библиографического аппарата (СБА) открывает перед библиографическими службами качественно иные возможности в удовлетворении информационных потребностей читателей. Это и библиографическая помощь со стороны ряда библиотек (одним из первых и наиболее известным является проект «Виртуальная справка» на сайте московской ЦБС «Киевская» (http://library.ru/help)), и возможность использовать при поиске материалов электронные каталоги и базы данных ведущих библиотек страны, например, ГНПБ им. К. Д. Ушинского РАО (http://www.gnpbu.ru), и электронная доставка статей и фрагментов книг, необходимых для учебной и научной работы. Одной из конкретных форм поддержки духовно-нравственного образования в школе должно стать обеспечение доступности главных священных книг (прежде всего, Библии) для каждого, кто заинтересуется их содержанием. «Для человека, не знакомого с Библией, не только останутся непонятыми шедевры отечественной литературы, принадлежащие перу Пушкина и Достоевского, Ахматовой и Пастернака, но и будут полностью закрытыми для осмысления картины Рембрандта и Тициана, музыка Баха и Генделя. Подобных примеров можно привести множество, но суть будет одна: европейская и, как часть ее, российская культура являются христианскими по духу и содержанию» [2].
Современные технологии позволяют библиотекам иметь священные книги не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Так, на конференции молодых библиотекарей в Москве прозвучал достаточно большой обзор «Библеистические ресурсы Интернет» [3]. Наличие этих ресурсов дает возможность быстрого доступа к текстам, увеличивает потенциал их влияния.
Новейшие информационные технологии позволяют осуществлять ознакомление со сложным, состоящим из девяти книг текстом Библии с использованием уже заложенных в нем инструментов поиска и навигации: ссылок, адресующих к параллельным местам.
Имея лазерный диск, можно легко отыскивать, переходить и копировать параллельные места, создавать тексты для последующего разбора, сопоставления и изучения отдельных понятий и постулатов. При необходимости и желании с помощью компьютера можно проверить наличие лексических связей со Священным писанием любого литературного (и иного) произведения по заданному ключевому слову. Можно отыскать изобразительные и музыкальные материалы, необходимые для иллюстрации.
Подробная консультация по данной теме опубликована для педагогов в журнале «Лицейское и гимназическое образование» и может быть использована библиотекарями [4].
Материалы сети могут служить благодатным источником при подготовке библиотеками массовых мероприятий. Например, на сайте студии «Неофит» (http://www.neofit.ru) московского Данилова монастыря есть раздел «Библейский сюжет». (Материалы этого раздела многим знакомы по одноименным субботним передачам на телеканале «Культура»). В рубриках раздела представлены основные сюжеты библейской истории (Воскресение, Рождество, Благовещение, Сретение, Блудный сын, Крещение, Преображение, Троица и др.) и несколько десятков имен авторов, создавших произведения на библейские сюжеты. Среди них А. Пушкин, М. Булгаков, А. Ахматова, А. Рублев, Б. Пастернак и др. За каждым сюжетом, именем или произведением собран материал, раскрывающий содержание сюжета, исторические, художественные и иные реалии. Насыщенность, многоплановость и тщательная проработка материала позволяют библиотекарям использовать его в качестве основы для бесед, обзоров и даже уже готового сценария массового мероприятия. На сайте также размещены видеотека, фонотека и библиотека (тексты литературных произведений). Эти комплексные материалы могут быть рекомендованы и педагогам, и учащимся при подготовке сообщений, докладов, рефератов, научных работ.
Приведем небольшой пример поисковых возможностей Интернета.
В середине февраля в школах ежегодно отмечается День святого Валентина — «праздник всех влюбленных». И педагоги, и библиотекари знают, насколько трудно противостоять мощному напору СМИ и коммерческих структур, активно навязывающих его детям и подросткам. Возможно, стоит, используя тематику праздника, наполнить его иным содержанием, рассказать о тех, кто остался навеки в памяти народной благодаря своей супружеской верности и любви, например, о святых Петре и Февронии Муромских.
Если в поисковой строке Яндекса (http://yandex.ru) набрать «Петр и Феврония Муромские», то получим информацию, что упоминаются они более чем на 1100 сайтах. Только на первой странице среди результатов поиска находим:
― Ссылку на сайт http;//pms.orthodoxy.ru/semia/00045.htm, где представлены два материала «Житие Петра и Февронии Муромских и «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (последняя — на древнерусском языке);
― Ссылку на сайт Российского образовательного портала Минобразования и науки РФ (http://historydoc.edu.ru), где о святых Петре и Февронии упоминается в разделе «Коллекции: исторические документы»: дается структурированная аннотация к произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и ссылка на сайт (http://old-rus. narod.ru/07-43.html), где представлен полнотекстовый электронный ресурс «Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Дальнейший просмотр выявленных ресурсов позволяет обнаружить информацию об учреждении ордена святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских и познакомиться с Положением об этом ордене (http://www.pravoslavie.ru/news/040708153501). Есть здесь и сообщение о том, что 8 июля 2005 г. в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоится первая церемония пожалования ордена Патриархом всея Руси Алексием II. Есть и ссылка на электронный учебно-методический комплекс «История литературы Древней Руси», где мы находим главу «Повесть о Петре и Февронии Муромских» учебника Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. (http://www.distedu. ru/miror/_litera/ic.asf.ru/~/ppf/drl/great10.html). На этом же сайте представлен и сам текст «Повести …».
Помимо этого, в рубрике Яндекса «… в картинках» можно найти ряд репродукций икон святых Петра и Февронии, а также фотографии, связанные с их захоронением.
(Заметим, что текст «Повести…» можно прочесть также на сайте газеты русской православной старообрядческой церкви «Остров Веры» (www. miass.ru/news/ostrov_very) в № 2–3 за октябрь 2004 г. На этот электронный ресурс выйти можно как непосредственно через сайт газеты, так и через сайт школьной библиотеки Миасской гимназии № 19 (http://www.mig19. schel.ac.ru/Lib), где в рубрике «Пресса» есть ссылка на газету «Остров Веры» (Уральская епархия).
Думается, что даже на этом малом примере поисковые возможности сети впечатляют.
На практике современные средства массовой информации сегодня не подвергаются цензуре со стороны государства, что в ряде случаев приводит к ощущению вседозволенности. Защитой от подобной информации может служить только собственное внутреннее чувство нравственности, помочь вырабатывать которое должна и школьная библиотека, информируя, рассказывая, предлагая материалы о духовно-нравственных ценностях, идеях, людях.
Уровень электронных материалов самый разный и, несомненно, библиотекарям при поиске и использовании электронных ресурсов в помощь духовно-нравственному воспитанию школьников придется обращаться за консультациями к преподавателям основ православной культуры, священнослужителям, советоваться о целесообразности использования того или иного сайта, материала. Поэтому важно знать, как относится к информационно-компьютерным технологиям Русская Православная Церковь (РПЦ). Наиболее полно и аргументировано позицию РПЦ по отношению к ИКТ выразил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В приветственном обращении к создателям и пользователям православных ресурсов в глобальной компьютерной сети по случаю 5-летия официального интернет-сайта РПЦ, он отметил, что бурное развитие компьютерных технологий «побуждает многих верующих людей задаваться тревожным вопросом: насколько позволительно, желательно и необходимо нашей Церкви при осуществлении ее пророческой миссии в мире прибегать к новейшим информационным и коммуникационным технологиям века сего? Ответ однозначен: и позволительно, и желательно, и необходимо. Ибо сегодня главным для Церкви, как и в предыдущие исторические эпохи, остается дело спасения человека, христианского преображения его души. А этой цели будет невозможно достигнуть, если нам не удастся открыть Слово Божие пониманию и чувствованию современного человека, затронув его разум и сердце». «Ныне православный российский Интернет, начинавшийся пять лет назад созданием официального сайта Московского Патриархата, являет собою обширное, деятельное и все возрастающее семейство церковных сетевых ресурсов от Калининграда до Владивостока.
Современные педагоги-исследователи отмечают, что среди результатов целенаправленного духовно-нравственного воспитания школьников, наряду с возрастанием интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, к истории и культуре, а также к учебным предметам гуманитарного цикла (76% — в экспериментальной группе, 48% — в контрольной) у подростков наблюдается рост читательской активности и изменение ее направленности в сторону познавательности (81% учащихся экспериментальной группы пользовались библиотеками, в то время как в контрольной группе — 58%) [5].
Таким образом, осуществляя информационно-библиотечную поддержку факультатива «Основы православной культуры», помогая духовному становлению школьников и используя в этой деятельности информационно-компьютерные технологии, библиотека осуществляет и собственно библиотечные цели: становится в глазах своих пользователей более привлекательной.
Библиографический список
1. Бушуев С. Православная книга сегодня: темы и проблемы: Библия и ее толкование // Б-ка. 1998. № 1. С. 65–67.
2. Выступление митрополита Ювеналия на встрече с руководителями муниципальных органов управления образованием Московской области. Коломна, 18 апреля 2004 г. // Моск. епархиальные ведомости. 2004. № 4–5. С. 135.
3. Горячева С. А. Библеистические ресурсы Интернет: вечные истины и высокие технологии // Библиотека ХХI века: библиотечное обслуживание: Сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. молодых ученых и специалистов, 4–6 ноября 2002 г., г. Москва. М., 2003. С. 147–149.
4. Переверзев Л. От гипертекста к гипермедии: соединенные учебные среды // Лицейское и гимназическое образование: спец. выпуск «Интеграция». 2001. С. 180–184. 5. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф. дис.: электронный ресурс.
http://www.oim.ru/reader.asp&whichpage=18mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=197 .
6. Фунтикова С. П. Комплектование фонда святоотеческой литературы в школьной библиотеке// Комплектование фондов библиотек общеобразовательных учреждений. М., 2003. С. 28–30.
7. Фунтикова С. П. Создание фонда святоотеческой литературы в школьной библиотеке как необходимое звено в духовно-нравственном воспитании учащихся // Школьная библиотека. 2002. № 7. С. 11–21.
© МА "Покров", 2006 г.
Источник: http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2005-2006/txt/zueva.php?print=Y |