“ТАЙНАЯ” ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Е.Зуева Ст. научный сотрудник Научно-методического отдела ГНПБ им. К.Д. Ушинского
В стране насчитывается около 67 тысяч школьных библиотек. В глазах общественности и профессионалов типичная школьная библиотека - это небольшое помещение, небольшой (скорее маленький!) фонд, 1, редко 2 сотрудника и ограниченные библиотечно-информационные возможности. Смею вас уверить: со стороны видна лишь верхушка айсберга. Основная деятельность любой школьной библиотеки ведется, так сказать, тайно. О какой же “тайной” их деятельности можно говорить, если в основном документе, определяющем статус этого типа библиотек, сказано: “Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей, воспитателей и других работников общеобразовательного учреждения.” (П.1.5 Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, 1998г.). Действительно, все школьные библиотеки доступны для своих читателей, педагогов и учащихся, не менее 5-6 часов в течение учебного дня. Как правило, они действительно занимают небольшие помещения, имеют открытый доступ к значительной части своих книжных богатств ( а для педагогов есть возможность работать и с фондами закрытого хранения). Постоянная деятельность библиотеки по продвижению литературы к читателям делает ее еще более открытой и доступной. И все-таки тайны существуют. Речь пойдет о таком аспекте, как работа с фондами школьных учебников. Начнем с того, что в “Примерном положении” как отдельное направление эта работа не названа. Впрочем, среди функций библиотеки первой обозначена образовательная (где конечно можно предположить и работу с учебниками), учебная литература присутствует в перечне типов и видов комплектуемой литературы (п. 3.2), и, наконец, есть кое-какие упоминания в двух других пунктах ( 3.15. ... Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников. 3.19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.). Именно из этих пунктов мы, вероятно, должны сделать выводы о том, что в школьной библиотеке фонд делится на основной и учебный, а библиотека должна иметь дополнительное помещение, специально предназначенное для хранения фондов учебников. Это явно говорит о наличии определенной специфики библиотечной работы с учебной литературой в школе. Однако следующий основной документ, правила пользования библиотекой (см. Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденные в 1998г.), об этой специфике не упоминает. И только в инструктивно-методических материалах, раскрывающих технологию работы школьных библиотек, есть пункт 2.6 “Учет библиотечного фонда учебников” (Технология работы школьной библиотеки. М.,1993, с.9-10). Из него мы узнаем, что эту сторону деятельности библиотеки определяет специальная “Инструкция о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы”* (* Утв. приказом Министерства просвещения СССР №79 от 23.05.78). Данный документ, разработанный более двадцати лет назад, описывал порядок перехода на бесплатное пользование учебниками, организацию выпуска учебников, их продажу и доставку, обязанности школьного коллектива по работе с ними. И только заключительный раздел, “Библиотечный фонд учебников”, определял функции библиотекаря как непосредственного исполнителя работы с учебниками в школе (оговаривая, впрочем, возможность возложения этих функций на другого сотрудника школы). Основное требование к школьному библиотекарю - организация отдельного учета и хранения учебного фонда. При этом учет, помимо традиционных процессов приема и штемпелевания изданий, включал “регистрацию поступления, распределения по классам, перемещения по классам, выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку” в соответствии с основными положениями “Инструкции об учете библиотечного фонда в государственных массовых библиотеках, объединенных в централизованные библиотечные системы Министерства культуры СССР”, никогда до того не применявшейся и значительно отличающейся от традиционного учета в школьных библиотеках. В качестве единицы учета учебников в дополнение к традиционному “экземпляр” вводилось “название” (ошибочно определяемое в Инструкции как “издание”). Библиотекарям предлагалось на учебный фонд дополнительно вести “Книгу учета библиотечного фонда школьных учебников” (включающую 3 части: “Поступление”, “Выбытие”, “Итоги учета”), карточный учетный каталог (картотеку) и “Журнал регистрации учетных карточек библиотечного фонда школьных учебников”. Ряд других пунктов Инструкции также предполагал дополнительные трудозатраты. Так, рекомендуя библиотекарям выдавать учебники учителям на весь класс, помимо фиксации этого действия на самом учебнике и на обороте учетных карточек, Инструкция обязывала создавать специальные вкладыши в читательские формуляры, где выдача каждого учебника подтверждалась бы подписью учащегося. И хотя ниже (п.36) оговаривалось, что эти вкладыши заполняют сами учащиеся, но, несомненно, со стороны библиотекаря предполагалась проверка правильности заполнения и последующая раскладка вкладышей по читательским формулярам. (Кстати, так как не все учащиеся пользуются основным фондом библиотеки, приходилось заводить формуляры только для выдачи учебников, а в остальных случаях следить за сохранностью вкладыша при очередном обслуживании читателя. На практике это вылилось в создание самостоятельной картотеки формуляров читателей, получивших учебники). Процесс списания учебников (пп.37- 40) предполагал участие библиотекаря в работе комиссии по отбору и ежегодное составление отдельного акта (с указанием автора, названия списанного учебника, года его издания, цены, количества списываемых экземпляров и общей суммы) на учебники, пришедшие в негодность, а также аналогичный процесс по списанию утраченных или испорченных изданий, дополненный работой по взысканию стоимости утраты с учащегося или его родителей. (Кстати, именно в пунктах о списании впервые возникла речь о стоимости учебников, учет которой не предполагали ни одна из требуемых Инструкцией форм. Библиотекарям пришлось их доработать либо создавать дополнительные учетные формы). Есть еще и достаточно туманный пункт 42, говорящий о том, что “отчет о фонде школьных учебников и об использовании средств на их создание и пополнение составляется по установленной форме”. Не обращенный ни к кому конкретно, он тем не менее требовал как минимум подготовки первичных данных именно от библиотекаря (а на деле - отдельного отчета, более того, постоянного мониторинга состояния обеспеченности учебниками с постоянной готовностью дать сведения как руководству школы, так и органам образования). Таким образом уже с самого начала введения бесплатного пользования учебниками представление о работе с ними школьного библиотекаря как о чисто механическом процессе получения и раздачи было ложным. Во что же вылилась эта деятельность в сегодняшних условиях? Начнем с того, что в 1999 году только в Федеральный перечень учебников включено 1152 названия, издаваемых примерно 60 издательствами (а издают учебную литературу более 300 издательств и фирм!). Совместно с педагогами школы из них нужно выбрать необходимые (с учетом регионального и местного компонентов), определить экземплярность по каждому названию, причем любая ошибка, а, следовательно, нехватка или излишек учебников вызывает претензии читателей именно к библиотекарю! Выявление, отбор, заказ, получение, учет учебников идет под контролем специалистов органов образования, но требует целенаправленной работы и от библиотекарей. От них требуется знание репертуара учебников с учетом типа и профиля своего учебного заведения, осведомленность об ориентации каждого из учебников (а число вариативных учебников для одного класса доходит ныне до 15 штук) на определенные педагогические технологии, используемые преподавателями каждого предмета. Получить эти знания школьный библиотекарь может, лишь систематически отслеживая информацию о подготовке и выпуске учебников, и новшествах, вводимых в учебный процесс школы. Заказанные учебники, в отличие от прежних времен, вовсе не приходят в библиотеку к началу занятий, а поступают в течение всего учебного года, требуя постоянной с ними работы. Работы никем не замечаемой и неоцениваемой!. (Здесь мы не говорим о заботах по доставке, погрузке и разгрузке учебников, а также об удаленности помещений для хранения учебного фонда и их неприспособленности для обслуживания читателей, в то время когда каждый случай запроса учебника требует специального похода за ним, подчас с закрытием самой библиотеки). Особый подход к формированию фондов учебников и работе с ними не лучшим образом выделили учебник из общего ряда типов и видов изданий, обрекая его быть в глазах и читателя и библиотекаря сугубо официальным материалом, подлежащим выдаче в обязательном порядке и в строго определенные сроки. Учащимся практически невозможно свободно взять для чтения любой учебник из библиотечного фонда, если он не рекомендован учителем. Мне приходилось слышать возмущенные рассказы школьных библиотекарей о “происках” учеников и их родителей, использующих и ложь, и давление через администрацию, чтобы получить вожделенный учебник, требующийся для занятий в кружках и на всевозможных курсах. (тем более, малоэкземплярный, вариативный или экспериментальный!), как обычную книгу. И хотя многолетняя кампания формирования бережного отношения к учебнику ведется повсеместно, места в системе мероприятий по продвижению литературы к читателю ему не нашлось, фонды учебников практически не пропагандируются. Более того, невольно поддерживается атмосфера секретности из-за отсутствия сведений о них в предназначенных для читателей алфавитных и систематических каталогах школьных библиотек. (Впрочем, если ребенок поступит в вуз или техникум, там его научат поиску и работе с учебниками как и с обычной литературой - это одна из задач библиотек высших и средних специальных учебных заведений!). Если учет наличия учебников обусловлен специальными формами документов, то, специального “Дневника учета работы с учебной литературой”, позволяющего вести учет обращений читателей за учебниками и количества их выдач, не существует. Не введена и дополнительная графа “Учебники” в традиционном “Дневнике учета работы” школьной библиотеки. Таким образом, хотя фиксация выдачи учебников предусмотрена многократно (на специальном талоне в самом учебнике, на вкладыше в читательский формуляр, на обороте каждой карточки учетной картотеки), общий итог этой работы подводить негде. Может быть поэтому и не считается выдача учебников полноценной книговыдачей ни администрацией школы, ни методическими службами, ни самими школьными библиотекарями?! Все притворяются, что это работа разовая, проведенная аврально в начале учебного года, скорее учителями, чем библиотекарем, и упорно не замечают реалий современности: поступления изданий в течение всего года и необходимость регулярно их выдавать: по мере поступления, в случае недостаточного количества экземпляров, по индивидуальным запросам. А ведь есть еще информационная деятельность: сегодня именно от школьного библиотекаря ждут совета и педагоги, решая вопрос, об использовании того или иного учебника, и родители, разыскивая нужную учебную литературу. Может быть объемы работы с учебниками в школьной библиотеке настолько незначительны, что и учета не требуют? Давайте посмотрим, например, данные библиотек УВК № 1837, УВК №1647 г. Москвы, гимназии п.Томилино Моск.обл. (приводятся соответственно через ; ): Основной фонд Учебный фонд Объем фонда в тыс. экз. (на 1.01.99) 1,9 ; 7,5 ; 30 91 ; 23 ; 29 Поступило (за 1998) 0,7; 0,15; - 17,6 ; 5 ; - Выдано (экз.) 3,5 ; нет учета Читателей: -учащихся 877 ; 600 ;1200 74 кл.-комплекта ; 930; 1370 -педагогов 112; - ; 101 нет учета Как видим, если Вы поинтересуетесь показателями работы библиотеки, вам их назовут без учета работы с учебниками. Чем же объяснить эту атмосферу секретности? Объяснение простое. Еще в начале создания фондов так называемых “бесплатных” учебников за работу с ними вводилась дополнительная оплата, размеры которой зависели от объема учебного фонда. Впоследствии размер доплаты менялся и сейчас составляет до 30% должностного оклада работника, ведущего эту работу. Желание сохранить эту доплату и определяет обособленность работы с учебниками, невключение ее ни в положение о библиотеке, ни в должностные характеристики, ни в традиционные учетные и отчетные документы библиотеки. Это поддерживается и тем, что методическое руководство по общим проблемам работы школьной библиотеки осуществляют библиотечные методические центры (во главе с ГНПБ им.К.Д. Ушинского), а по проблемам работы с учебной литературой - методические службы органов образования. Сегодня объемы работы с учебным фондом давно намного переросли объем основной деятельности библиотеки (в крупных школах - в несколько раз!). и закрывать на это глаза, значит отрицать функцию школьной библиотеки, ставшую для нее основной. Более того, именно в этом направлении деятельность школьных библиотек наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов (100% !), объем книговыдачи (даже только при учете массовой сентябрьской выдачи) приближается к объему фонда учебной литературы, специализированный справочный аппарат к фонду учебников создан повсеместно и поддерживается на высоком профессиональном уровне. Библиотеки контролируют процесс работы с учебниками и регулярно отчитываются о ней перед органами управления образования. Закрывать на это глаза, значит отрицать функцию школьной библиотеки, ставшую для нее основной. В чем же выход из создавшегося положения? Прежде всего эту работу нужно “рассекретить”, ввести данные о ней в традиционные учетные и отчетные документы. На основе этих данных администрация каждой школы может подсчитать нагрузку библиотечных работников (используя “Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках”, 1997) и, опираясь на типовые штаты школьной библиотеки как гарантированный государством минимум, дополнительно ввести необходимое число библиотечных работников (либо оставить доплату при небольших объемах работы). Это будет шагом по восстановлению справедливости по отношению как к школьным библиотекарям, так и к учащимся , чьи права на получение информации ущемляются (что особенно заметно даже при простом сравнении с возможностями читателей других учебных библиотек, где типовые документы предусматривают при обслуживании до 1 тыс. читателей - 4 сотрудника в библиотеке техникума и 9 - в библиотеке вуза). Кстати, о нагрузках. Типовые штаты школьной библиотеки предполагают максимум 2 сотрудников при наличии более 34 класс-комплектов (т.е. свыше учащихся). Есть школы, где это количество превышено вдвое и более. При 100% охвате библиотечным обслуживанием контингента учащихся и педагогов (а учебники получают все!) библиотеки таких школ должны иметь не только значительно больший штат, но и иную структуру. Я имею ввиду официальное создание специализированного отдела обслуживания учебной литературы с функциями учебного абонемента, учебного читального зала, хранилища учебного фонда, отдела, который на практике давно действует (имея свой специальный фонд, свой справочный аппарат, свою технологию обслуживания), но, опять-таки, “тайно”! Это позволит: - объединить в учебном фонде помимо изданий, перечисленных в Инструкции ( учебники, в том числе экспериментальные и пробные, а также школьные орфографические словари, математические таблицы, сборники задач и упражнений для учащихся, практикумы), неотъемлемые от него учебные пособия, справочники, атласы, книги для чтения, хрестоматии и др. (т.н. “учебно-методический комплекс” по предмету); - открыть фонды учебников для повседневного использования всеми читателями; - организовать рациональное использование учебников при недостаточном их количестве; - использовать учебники как энциклопедическую, справочную литературу при выполнении запросов по темам, не обеспеченным основным фондом библиотеки; - включать информацию об учебниках в традиционный справочно-библиографический аппарат или использовать для информирования читателей имеющийся справочный аппарат к учебному фонду (картотеку обеспеченности учебниками); - информировать педагогов, учащихся, родителей о выходе учебников (в том числе с использованием электронных баз данных, создаваемых, например, “Букмаркетинг-центром”, Российской книжной палатой и др.), вести полноценную информационную работу в помощь их выбору и использованию; - проводить для учащихся специальные мероприятия и занятия по работе с учебной литературой (“Типы и виды учебной литературы”, “Методика работы с учебной литературой”, “Учебник как самая доступная энциклопедическая книга”, “Электронный учебник” и т.п.). Наиболее дальновидные руководители школ, высоко оценивающие роль своей библиотеки и ее вклад в процесс современного обучения и воспитания, уже сейчас увеличили штат библиотекарей (3 и более, например в г.Омске, Н.Уренгое и др.), ориентируясь и на расширение ее функций (в частности, работу с нетрадиционными носителями информации). Сейчас со стороны Министерства образования необходимы шаги для расширения номенклатуры библиотечных должностей, применяемых в школьной библиотеке. Здесь должны появиться заведующие отделами, секторами, библиографы, а где-то и главные специалисты. Это позволяют как объемы и содержание работы многих школьных библиотек, так и утвержденные Министерством труда Российской Федерации тарифно-квалификационные характеристики для библиотечных работников (1995). Несомненно, школьным библиотекарям придется осваивать многие аспекты работы с учебной литературой, недоступные сегодня из-за сложившейся “пелены таинственности”, осуществлять повышение собственной квалификации по проблемам организации работы с учебной литературой (“Информационное поле учебного книгоиздания”, “Методика пропаганды и использования учебников в библиотечно-информационной работе”, “Базы и банки данных учебной литературы”, “Использование ЭВМ в работе с учебниками” и т. п.). В заключение я хочу призвать всех школьных библиотекарей оценивать свою работу с учебниками как одну из главных функций библиотеки, помочь администрации школ и методическим службам реально увидеть ее важность и, главное, объемы и добиваться оплаты своей работы в соответствии с ее уровнем и результатами.
Источник: http://www.biblio.narod.ru/reth/taina_zyeva.htm |