ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Автор: Татьяна Владимировна Пантюхова МОУ лицей №28 г. Нижний Новгород заместитель директора по воспитательной работе, аспирант РГБ
Если бы подсчитали, сколькими великими читательскими впечатлениями мы обязаны Школе, Критике, всем средствам массовой информации, а сколькими, напротив, другу, возлюбленному, однокласснику, да и семье – если она не строит книги по ранжиру на образовательной полке, - результат ясно показал бы: лучшим, что мы прочли, мы обязаны чаще всего тому, кто нам дорог. Д. Пеннак
Как школьной библиотеке стать дорогой в семейном круге чтения? Как стать запоминающейся у детей и родителей?
На наш взгляд теоретическое обеспечение ответов мы можем найти в содержании таких терминов как: пользователи, библиотечные услуги, ожидания пользователей.
Как правило, пользователями/читателями школьной библиотеки являются все учащиеся, все педагоги и частично родители - фактические пользователи. Но такое количество охвата пользователей не означает, что в дальнейшем они будут посещать школьную библиотеку. Часть пользователей/ читателей попадет в категорию потенциальных, которая и включает большую часть родителей. Расширить миграцию пользователей из потенциальных в категорию фактических возможно путем предоставление информационно-библиотечных, образовательных услуг, которые ориентированы на вовлечение в совместную деятельность библиотекаря, ребенка, родителей.
Современная школьная библиотека имеет сервисные возможности:
- входящие в непосредственные обязанности библиотекаря и зафиксированы в должностных инструкциях: обслуживание индивидуальное и групповое. Обслуживание включает большое количество библиотечных и педагогических технологий. Индивидуальное обслуживание в школьной библиотеке сведено к выдаче книг, выполнению справок, консультирование по составлению и оформлению ссылок в творческих работах. Групповое обслуживание сводится к подготовке и проведению значимых мероприятий образовательного учреждения и информационной поддержки;
- образовательные (реализация авторских образовательных программ, работа кружков);
- платные: по мнению О.К. Громовой, платные услуги возникают в школьных библиотеках отнюдь не только из желания библиотек выжить, зарабатывая какие-то внебюджетные деньги. Они возникают еще и оттого, что пользователи (читатели) ждут от современной библиотеки больше, чем заложено в ее стандартном функционале, и готовы за это платить [1. С.16-26]. Наиболее востребованные платные услуги: - копирование материалов; - сканирование; - распечатка материалов; - летний абонемент выпускника; - межбиблиотечный абонемент.
Очевидно, что позитивные результаты в обслуживании зависят от компетенции сотрудников, но пользователи приходят в библиотеку с определенными ожиданиями и потребностями. Так, анкетирование субъектов образовательного процесса (проводилось среди образовательных учреждений Советского района г. Н. Новгорода) помогло выявить ожидания и потребности пользователей различных возрастных категорий и определить образы современной школьной библиотеки:
- младшие школьники считают привлекательной школьную библиотеку, в первую очередь по хорошему состоянию материально-технической базы, затем книжного фонда. При этом минимальное оснащение школьной библиотеки, на их взгляд складывается из таких объектов, как: компьютер, столы, стулья, шкафы. Затем, удобная и понятная им расстановка книжного фонда - с помощью разделителей, книг, плакатов;- наличие книжных выставок, раскрывающих фонд; - красивый и удобный, спроектированный со вкусом дизайн библиотеки. Осознают себя в роли читателей, а библиотекаря как представителя персонала, знакомы с образовательной деятельностью библиотеки – библиотечными уроками, но не придают значения книжным каталогам, при этом их не исключают.
- школьник среднего возраста в оптимальном варианте видят школьную библиотеку как большое и уютное помещение, где разнообразный книжный фонд сочетается с документами на электронных носителях и выходом в Интернет. Библиотекарь рассматривается ими как СОтрудник, СОдруг, то есть как партнер по поиску информации и общению. Техника, в первую очередь – компьютеры нужны им, чтобы пользоваться образовательными программами на СД. Столь же необходимы в целях экономии времени копировальные аппараты.
- старшеклассники настроены на деловую деятельность библиотеки, для них школьная библиотека – это компетентность сотрудников, полнота фондов, свободный доступ к ресурсам, скорость и комфортность при поиске, обработке информации.
- родители – связывают школьную библиотеку не только с предоставлением информационных услуг, но и рассматривают деятельность библиотеки как образовательного и культурного учреждения (литературные кружки, игры, литературные праздники);
- педагоги видят школьную библиотеку в лице компетентных сотрудников помощника в использовании мультимедийных ресурсов на своих занятиях.
Перечисленные пользовательские образы связаны, прежде всего, с информационно-библиотечным обслуживанием в помощь учебно-воспитательного процесса. Они не фиксируют «появление» школьной библиотеки в круге семейного чтения. Но это не значит, что этой потребности нет. Она возникает при определенном условии, когда школьная библиотека, предлагая качественные услуги, самостоятельно инициирует работу с семьей.
Важно отметить, что работа с семьей в школе по функциональным обязанностям возложена, прежде всего, на заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей. Другие школьные службы (социально – психологическая, дополнительное образование, библиотека), в рамках своих компетенций, призваны поддерживать семейную политику образовательного учреждения. Школьная библиотека в работе с семьей занимает свою эксклюзивную содержательную нишу – это проблемы чтения и формирования информационной культуры. Можно выделить два вектора взаимодействия школьной библиотеки и семьи: первый (традиционный) - по «заказу сверху», второй (инновационный) – по инициативе школьной библиотеки, либо при работе образовательного учреждения в постоянном проектном режиме.
1. Традиционный - выдача литературы, рекомендации и консультации по проблемам чтения, выступления на родительских собраниях, книжные выставки, издательская продукция, помощь в проведении праздников.
2. Инновационный - новшества происходят в содержании библиотечной деятельности:
- предоставление образовательных услуг через авторские программы по формированию информационной культуры учащихся[2;3];
- организация выставок как части образовательных услуг: выставки – проекты, выставки-инсталяции [2;3];
- образовательные и социальные проекты, интегрирующие школьные предметы, библиотечное дело и семейное воспитание[4;6].
Как показывает практика, проектная деятельность позволяет эффективно взаимодействовать школьной библиотеке с семьей на двух уровнях: - продвижения чтения, формирования культуры чтения членов семьи; - совместная работа школьной библиотеки и семьи по организации чтения и формирования читательской деятельности.
Тому подтверждением могут служить программы и проекты, которые реализуются в школьной библиотеке МОУ лицей№28 Советского района г. Нижнего Новгорода. Так, программа «Летнее чтение – семейное чтение» направлена на приобщение младшего школьника к чтению в летние каникулы в содружестве с родителями.
Проект «Удиви родителей, прочитай книгу!» позволяет выявить основные формы организации чтения в семье, читательские предпочтения поколений; выработать точку зрения на отношение к процессу чтения и необходимости систематического чтения; объединить родителей и детей темой общения; стимулировать совместное чтение, обсуждение прочитанного, перечитывание; дать рекомендации и заинтересовать сверстников чтением понравившейся книги.
Программа «Летнее чтение – семейное чтение» включает в себя два проекта: «Мы читаем – загораем!» (2-3 классы) и «Я на солнышке лежу, и сценарии пишу» (3-4 классы).
Технология проекта проста для выполнения, как ребенком, так и родителями. Приведем алгоритм организации проекта:
1. Выбирается летний репертуар (10- 12 книг) по следующей схеме. Просчитывается количество страниц по формуле: скорость чтения среднестатистического ребенка во 2, 3 классе умножается на обязательное количество времени чтения в день, затем умножается на количество дней в летних каникулах. Например, скорость чтения 60 слов в минуту, если ребенок ежедневно читает 30 минут, то получается 1 800 слов, что составляет 6 страниц. Значит, в день ребенок должен прочитать 6 страниц, умножаем на 80 и получаем 480 страниц. Исходя из этой цифры, рекомендуются произведения.
2. На последнем родительском собрании совместно с детьми проводится консультация по летнему заданию, и раздаются буклеты-памятки с репертуаром и требованием к оформлению.
3. В начале учебного года с ребятами проводится встреча, на которой обсуждаются прочитанные книги, а затем библиотекарь напоминает об оформлении работы и обозначает время ее сдачи.
4. В конце первой четверти проводится презентация творческих работ в виде литературного праздника. Затем открывается проектный абонемент, то есть дети обмениваются своими работами и читают их.
5. Руководитель проекта группирует работы и совместно с детьми делает компьютерную презентацию в целях: - поощрения интеллектуального труда младших школьников; - рекламы; - комплектования медиатеки.
6. Рефлексия родителей (какие трудности испытали они и дети при работе над проектом, положительные моменты, для чего все это необходимо). Отзывы фиксируются на диктофон или камеру.
В качестве примера приведем отзыв Елены Владимировны, мамы ученицы 3 класса Виктории Бандориной: « Когда мы с Викой получили задание, я слегка испугалась. Работа, которую нам предстояло выполнить немного пугала своим размахом и достаточно серьезным содержанием. Почему я говорю нам? Потому что я считаю, что такие домашние задания обязательно должны выполняться с поддержкой родителей. Когда мы занимались этим проектом, у меня создавалось впечатление, что мы действительно работаем над чем-то глобальным, потому что мы сидели вместе и днем, и ночью, переворачивали гору литературы; рисовали, придумывали, нам не нравилось, и мы рвали и рисовали снова. Это было, конечно, трудно. Но нам понравилось. Во-первых, Вика, и даже в чем-то я получили неоценимый опыт. Во-вторых, мы провели достаточно много времени вместе за довольно интересным занятием. И, в-третьих, мы очень рады и гордимся результатом своей совместной творческой деятельности».
Необходимо заметить, что на протяжении нескольких лет реализации программы были выработаны законы летнего чтения:
1. Минимальное время для чтения 30 минут в день (можно разбить на части, то есть утро, вечер).
2. Если читают родители, то количество прочитанного увеличивается в 2 раза.
3. Всегда соблюдать меру; инициатива поощряется (замена 1 -2 произведений другими).
4. Можно предложить свой вариант летнего репертуара.
Проект «Удиви родителей, прочитай книгу» преследовал цель – проведение с ребятами среднего возраста и их родителями подиум – дискуссии по проблеме чтения. Задачи, которые были решены:
- погружение читательской аудитории в тему;
- привлечение родителей и детей к совместному разговору о проблемах чтения;
- формирование навыков работы в проектной технологии;
- проведение исследования и сбора статистических данных;
- создание слайд-шоу, презентаций для оформления выставок (фотографий, цитат);
- распространение опыта работы в библиотечном сообществе и сбор портфолио библиотечных проектов.
В течение месяца ребятам и родителям предлагалось выполнить следующие задания:
1. Выполнить фотографию, которая рекламирует чтение в семье. Фото разместить на титульном листе и придумать слоган, краткую фразу, афоризм в защиту чтения.
2. Раскрыть смысл слова: «ЧТЕНИЕ». Например, чтение – это…
3. Если тебе задали прочитать художественное произведение, то ты отдашь предпочтение (укажите один вариант ответа): - книге; - электронному тексту и будешь читать с экрана; - электронному тексту, но прежде чем читать ты его распечатаешь.
4. Перечислить десять книг, которые должны быть обязательно в домашней библиотеке (по мнению моей семьи и по моему мнению).
5. Повести семейный опрос: «Книги, которые запомнились моей семье.» (бабушке, дедушке, маме, папе, братьям, сестрам, другим родственникам, мне).
6. Рекомендовать книгу сверстникам и сделать оформление по плану: - нарисовать обложку, где указать автора, название, выходные данные - создать аннотацию; - написать отзыв «Почему мне эта книга понравилась» (не менее 70 слов).
7. Раскрыть смысл одного из предложенных афоризмов, посвященных книге и чтению (не менее 70 слов).
8. Составить план работы «Мой тайм-менеджмент» (я управляю своим временем). В таблице фиксируются: - действия; - время (когда я планирую сделать работу, сколько времени мне надо); - ресурсы (что мне необходимо: оборудование, расходные материалы); -результат (что я сделал). Выполнение этого задания способствует организации и необходимости планирования личного времени, а также наглядно показывает, что нахождения свободного времени для чтения зависит только от человека.
В заключение необходимо отметить, что школьная библиотека (подразумевается, конечно, библиотекарь), осуществляя проектную деятельность в тесном контакте с семьей, может решить спектр задач:
1. Интегрировать функциональные обязанности.
2. Предоставлять образовательные услуги.
3. Раскрывать фонд.
4. Рекламировать книгу и попутно свою информационную продукцию.
5. Создавать имидж библиотеки среди школьного сообщества и, следовательно, формировать бренд.
6. Формировать у субъектов образования информационные и коммуникативные компетенции.
7. Включаться в режим непрерывного образования.
8. Приобретать и транслировать опыт библиотечному и педагогическому сообществу.
Несомненно, что мы взрослые – библиотекари, педагоги, родители, работая совместно с детьми, наполняем наше личностное пространство культурой, информацией, образованием и напоминаем друг другу, что «время читать, как и время любить, расширяет время, состоящее из минут и часов…,чтение никак не связано с регламентом жизни общества, оно, как и любовь, просто образ жизни» [5. С.128-129].
1. Громова, О.К. Обзор опыта работы школьных библиотек России/О.К. Громова//Семь шагов к новой библиотеке: Создание информационного пространства школы как этап ее модернизации/Под. общ. ред. О.К. Громовой; Сост. О.К.Громова, Л.Ф. Сухова.-М.:Первое сентября,2003.-С.16-26.
2. Пантюхова, Т.В. Воплоти сценарий в жизнь/Т.В. Пантюхова// Читаем, учимся, играем.-2007.-№7. С. 79-83.
3. Пантюхова, Т.В. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения/Т.В. Пантюхова// Библиотека.-2007.-№10.-С.66-68.
4. Пантюхова, Т.В. Социальные и образовательные проекты в школьных и детских библиотеках/Т.В. Пантюхова//Библиотека в школе.-2007.-№11.-С.3- 7.
5. Пенак, Д. Как роман/Д. Пенак.-М.:Самокат,2005.-196с.
6. Пантюхова, Т.В. Летнее чтение – семейное чтение/Н. Шаломова, Т.В. Пантюхова// Летнее чтение в детской и школьной библиотеке: из опыта работы.-М.: Чистые пруды,2007.-С. 24-27.
Источник: http://rumchten.rsl.ru/ |