ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Сотникова Елена Анатольевна
заведующая информационно-библиографическим отделом
Архангельской областной детской библиотеки имени А.П.Гайдара.
Понятие «информационная культура»
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все возрастающий ее поток. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?
Вопросов возникает множество. В социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационные ресурсы, информатизация, информационное общество. По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений.
Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.
Под "информационными ресурсами" понимают имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для сохранения и использования»(1).
Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим.
Еще одно понятие, связанное с информацией, – информационное пространство.
"Информационное пространство" – это некое пространство (территория – страна, регион, центр научно-технической информации, библиотека, отрасль знания, область науки или профессиональной деятельности), где «циркулирует» самая разнообразная информация» (2).
Главная цель создания комфортного информационного пространства очевидна – обеспечить доступ пользователя к необходимым ему документам, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся.
Современный человек должен уметь использовать информационные ресурсы и ориентироваться в информационном пространстве. А для этого он должен обладать поисковыми знаниями. И не обойтись сегодня без них никому – ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, ни библиотекарю, который не только сам должен обладать этими знаниями, но и передать их пользователям информацией.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.
Главным сегодня в информации является то, что на нее перестали смотреть, как на нечто второстепенное. Приходит осознание, что качество жизни все в большей степени зависит от информации и ее использования. В современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта зависимость будет возрастать.
Важность формирования информационной культуры личности вполне осознана, о чем свидетельствуют различные конференции и возросшее число публикаций. Осознав эту проблему как междисциплинарную, к ее исследованию подключились представители многих областей знаний: библиотекари, специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы.
Однако, объединенные общими интересами, они рассматривают разные явления.
Библиотекари в понятие "информационной культуры личности" привычно вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты по информатике связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества» (3).
И все эти точки зрения справедливы. Сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура». Существует множество близких, но не тождественных по смыслу понятий: «библиотечно- библиографическая культура», «культура чтения», «компьютерная грамотность».
Библиотечно-библиографическая культура – комплекс знаний, умений, навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Она включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек, библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации.
Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, умение применять рациональные приемы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно обращаться с произведениями печати.
Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. Кроме этого, в структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:
коммуникативной (культуры общения);
лексической (языковой, культуры письма и оформления деловой документации);
интеллектуальной (культуры научно-исследовательского и умственного труда); информационно-правовой;
мировоззренческой и нравственной.
Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Существует множество определений понятия «информационная культура».
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Рязанского заочного института (филиала) МГУКИ Е.А.Евтюхина приводит ряд таких определений, ссылаясь на специалистов, занимающихся проблемой информационной культуры личности (4).
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии автоматизированной обработки информации Кем ГАКИ Т.А.Кудрина характеризует ее как «совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, установок, определяющих поступки, в целом деятельность человека» (5);
Доктор педагогических наук, доцент КГУКИ Н.Б.Зиновьева считает основным предметом формирования информационной культуры личности «процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации» (6);
Доктор педагогических наук, профессор СПбГУКИ В.А.Минкина полагает, что «становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоенных бытовых знаний и умений, информации средств массовых коммуникаций, в ходе самообразования, при обучении в семье и на работе» (7).
Согласно трактовке доктора педагогических наук, профессора МГУКИ Ю.С.Зубова, «информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей» (8).
По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П.Семенюка, информационная культура – это «информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех существующих в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений» (9).
Ведущие специалисты Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова, глубоко занимающиеся этой проблемой, предлагают следующую трактовку понятия «информационная культура личности»:
«Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека;
совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» (10).
Обобщая все эти определения можно сказать, что информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, направленных на удовлетворение информационных потребностей, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором – информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой сфере – социальной, экономической, технологической принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации.
Подросток в эпоху информатизации
О возрастающей роли информации в жизни современного человека говорили давно, однако мало кто осознавал возможные последствия информатизации, которая сегодня оценивается как глобальная тенденция социального развития.
Ее сущность заключается в усилении информационного компонента в общественном производстве, получении информацией статуса важнейшего фактора культурного развития.
Многочисленные социологические исследования доказывают, что информатизация – не просто декларируемое явление. «Информатизация – органичный социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан и организаций на использование информационных ресурсов цивилизации с использованием новых информационных технологий» (11).
Понятие информатизация гораздо более широкое, чем просто компьютеризация или автоматизация. Сущность этих понятий связана с развитием технической базы. Информатизация же направлена на улучшение качества труда и жизни человека за счет обеспечения свободного доступа к информации. При информатизации особое внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного и своевременного знания во всех видах деятельности человека. Это важный период истории общества, для которого характерны масштабные социальные изменения.
Для описания нового социального порядка используются немало словосочетаний, среди которых наиболее устойчивым оказалось «информационное общество». Это такое общество, уровень которого в значительной мере определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации. Важнейшим показателем информационного общества является то, что каждый его гражданин имеет равные права и возможности свободно производить и своевременно получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом.
Информационное общество имеет следующие основные признаки:
• большинство работающих заняты в информационной сфере, т.е. сфере информации и информационных услуг;
• обеспечены техническая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой географической точке к нужной ему информации;
• информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре (12).
Становление информационного общества происходит во всем мире.
Эта проблема в 1990-х годах обсуждалась на совещаниях, организованных Советом Европы, Европейским сообществом, ЮНЕСКО. Не осталась в стороне от этой проблемы и Россия.
В последние годы Россия переходит от общества индустриального к обществу информационному. Ясно, что именно информационный ресурс будет играть в нем определяющую роль. В национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО одним из основных механизмов реформирования системы образования названа ее информатизация. «Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях» (13).
Одна из основных задач в области информатизации образования – развитие информационной культуры, т.е. создание такой среды обучения, которая стимулировала бы сам процесс познания. Наши дети живут в мире, где новейшие электронные коммуникации стали реальностью, для них всегда существовавшей. Компьютер становится частью естественного окружения в восприятии нового поколения, является атрибутом действительности.
Как влияют процессы информатизации общества на наших детей? По мнению заведующей отделом социальных исследований Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) В.П.Чудиновой, сегодня меняется ситуация вхождения ребенка в книжную культуру:
«падает символический статус чтения и его престиж;
меняется восприятие печатного текста и информации, (восприятие становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным»);
меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (усиливается интерес к триллерам, книгам ужасов, комиксам);
предпочитается печатная продукция, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов)» (14).
Сегодняшние дети – «племя незнакомое», не похожее на предыдущие поколения страны, построившие мощную книжную культуру. Наблюдаются серьезные изменения повседневной жизни детей и особенно подростков, характеризующиеся независимостью от ограничений информации по времени (ночное ТВ, Интернет), по месту (плеер, ноутбук), содержанию.
Наше время характеризуется глобальной информатизацией и развитием средств массовой коммуникации. Еще недавно «самая читающая» в мире страна уже не может категорично опровергать все чаще раздающиеся тезисы о закате эпохи Гутенберга. Но для самой сущности человека отказ от чтения был бы катастрофой, потому что этот вид деятельности представляет собой оптимальный путь развития всех сфер человеческой культуры. Сегодня меняется характер чтения детей и подростков: оно становится прагматичным.
Одна из главных задач в условиях информатизации общества – увидеть не только изменения в облике и привычках читателей, которые будут жить в развивающейся новой «электронной культуре», но и помочь им критически воспринять элементы новой культуры, а также развить у ребенка и подростка высокую культуру чтения текста в любой форме его представления (печатной или электронной).
Ребенок далеко не всегда способен самостоятельно выбрать книгу – количество их поистине огромно, а начинающий читатель зачастую сам не знает, чего он хочет. Проблем не возникает, если речь идет о школьном задании, конкретной теме или сложившемся увлечении. Но, оказавшись в состоянии «свободного полета», желая найти просто «что-нибудь интересное», даже подросток может растеряться или ухватиться за первую попавшуюся или пойдет по проторенной дорожке, всякий раз выбирая из литературного моря одни приключения.
Очень важно, чтобы между ребенком и книгой оказался мудрый и тактичный взрослый (родитель, учитель, библиотекарь), который отыскал бы живую ниточку подлинного детского интереса, профессионально оценил психологические и интеллектуальные способности формирующейся личности и развернул перед ребенком соответствующий книжный спектр.
Библиотекам, чтобы выжить и сохранить книжную культуру, необходимо понимать, что помимо печатной продукции существуют и развиваются другие носители информации. Это значит, что библиотеки должны искать новые направления в своей деятельности, опираясь на нетрадиционные носители информации.
Технический прогресс не может не влиять на информационную деятельность библиотек, поэтому традиционный образ библиотеки как места выдачи печатных изданий вряд ли сохранится. Книга и электронные носители не должны быть соперниками. Уровень технического развития общества позволяет сегодня придумать и осуществить на практике все новые и новые способы донесения информации до потребителя.
Во многих библиотеках уже сегодня установлены компьютеры, создаются электронные каталоги; используется и готовые библиографические базы данных, например, «ЛИКС-Изборник» – электронный рекомендательный указатель (создан ГРДБ), который очень популярен среди детей 5–15 лет.
Программа названа так неслучайно. «ЛИКС» – локальная информационная компьютерная система, а «изборником» еще в XVI веке называли на Руси лучшие сочинения, собранные вместе. «ЛИКС – Изборник» совмещает в себе текст и видеоряд, возможность игры и выбора. В «ЛИКС – Изборнике» собрано около 20000 книг всех жанров, лучших авторов на различные темы. С помощью программы можно не только подобрать литературу, которая будет соответствовать возрасту читателя, его настроению, составить индивидуальный список чтения, но и найти информацию о выдающихся людях, писателях, сказочных героях. Этой же библиотекой в 1998 году была закончена работа над мультимедийной версией, которая названа «Час книги».
Это не электронный каталог, гарантирующий исчерпывающую информацию. Этот выпуск компьютерной программы не просто иллюстрирован и озвучен. Самые младшие ребята могут теперь послушать любимую сказку или веселое стихотворение, а родители получили специальный раздел «Книги в вашем доме», помогающий сформировать домашнюю детскую библиотеку. Поисковая система обращена к детям до 15 лет.
Структура программы состоит из пяти основных разделов для детей и одного дополнительного для родителей. Каждый раздел, в свою очередь, развивается по собственному сценарию, чтобы отразить взгляд на литературу с разных точек зрения и удовлетворить различную мотивацию детского спроса. Самые младшие ребята могут теперь послушать любимую сказку или веселое стихотворение, а родители получили специальный раздел «Книги в вашем доме», помогающий сформировать домашнюю детскую библиотеку.
«Час книги» – попытка заинтересованного диалога библиографа с потенциальным читателем, стремление помочь отыскать собственный путь к книге, сформировать художественный вкус, привить навык самостоятельного поиска, умения сделать осознанный выбор»15. Уже сам процесс поиска книги призван принести ребенку пользу, расширить его кругозор.
В 2001 году РГДБ создан сайт «Библиогид» (www.bibliogid, ru), в первую очередь, адресованный родителям. Многие региональные библиотеки успешно используют разработки РГДБ в своей повседневной работе. Информационное общество – правовое общество.
В этом обществе библиотеки выступают гарантом права ребенка на информацию. Они должны обеспечивать информацию по широкому кругу тем, интересующих детей, связанных как с официальным образованием, так и с индивидуальными потребностями.
Более того, библиотеки активно выступают в защиту прав ребенка, отстаивая и пропагандируя их на самых разных уровнях.
В этой деятельности особенно важна кооперация с другими государственными и общественными организациями и учреждениями, которая, кроме всего прочего, содействует укреплению статуса библиотеки как надежного творчески активного партнера.
Детские библиотеки служат для ребенка окном во взрослый мир. Большая часть библиотечных фондов нацелена на воспитание и образование ребенка, на то, чтобы помочь ему расти. Библиотеки меняются: из хранилищ знаний они все больше превращаются в информационные центры, где ребенок сам, вооруженный всеми современными информационными средствами, отправляется на поиск знаний, и где он впервые сам начинает творить культуру, которая взрослым, людям другого поколения, может поначалу показаться странной, суррогатной, но которая имеет право на существование и развитие.
Вхождение России в современное информационное пространство предполагает повышение не просто культурного уровня потребителя информации, но целенаправленного повышения их информационной культуры. Именно библиотеки могут помочь молодому поколению преодолеть переходный этап от детства к зрелости.
|