Определения информационной культуры
Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. (Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, 1997. - С. 57).
Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации. (Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996. - С. 141).
Информационная культура - информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры. (Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. /Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994. - С. 15).
Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. (Хангельдиева И.Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: Тез. докл. - Краснодар 1993. - С.2).
Информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации. (Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. - 1994. - №1. - С.12).
Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. (Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11. - С.59).
Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. (Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. - 1994. - №7. - С.3).
Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. (Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия "Информация".-1997.-С.48)
Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности" (разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО)
Информационная культура личности |
Когнитивный уровень (знания, умения) |
Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения) |
Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение) |
-
Интернет-грамотность
-
Навыки обращения с информацией:
-
умение организовать поиск необходимой информации;
-
умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
-
умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. |
-
Содержание информационных потребностей и интересов.
-
Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.
-
Предпочтительность каналов получения необходимой информации.
-
Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.
-
Отношение к девиантному поведению в Интернет. |
-
Способы поиска и каналы получения необходимой информации.
-
Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.
-
Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.
-
Способы распространения новой информации.
-
Степень включенности в Интернет-сообщество.
-
Формы деятельности в Интернет. |
Эмпирическая интерпретация понятия "Информационная культура личности" разработана лабораторией социологических исследований в образовании Центра развития образования г.Самары.
Источник: http://www.edc.samara.ru./~infcult/infcult.htm |