Американской библиотечной ассоциацией разработаны стандарты информационной грамотности для школьников. Работники библиотек строят свою работу так, чтобы юное поколение обрело навыки, соответствующие этим стандартам. Российским библиотекарям и педагогам, преподающим предметы информационного цикла, полезно изучить опыт американских коллег и сформулировать требования к комплексу знаний, умений и навыков, которым должен обладать молодой житель России в новом информационном веке.
Информационная грамотность
1. "Учащийся, обладающий информационной грамотностью, разрабатывает эффективную стратегию поиска информации." Учащийся должен идентифицировать потребность в аккуратной и значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
2. "Учащийся, обладающий информационной грамотностью, оценивает информацию критически и компетентно." Найдя подходящую информацию, учащийся должен определить ее точность, разобраться в том, где факты, а где мнения и отбросить несоответствующую информацию.
3. "Учащийся, обладающий информационной грамотностью, использует информацию аккуратно и творчески." Для обмена найденной информацией учащиеся должны организовать эту информацию и интегрировать ее со своими знаниями. Они также должны привлекать для этого навыки критического мышления и решения проблем.
4. "Самостоятельно занимающийся учащийся обладает информационной грамотностью и подбирает информацию, связанную с личными интересами." Учащимся необходимо просеивать, оценивать и использовать информацию, относящуюся к сферам карьеры, общественной работы, здоровья и отдыха.
Самостоятельное обучение После того, как учащиеся приобрели информационную грамотность, им нужно начать применять то, чему они научились для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.
5. "Самостоятельно занимающийся учащийся обладает информационной грамотностью и ценит литературу и другие творческие способы выражения информации." Учащиеся не только должны стать уверенными и заинтересованными читателями, но также уметь ценить творчески представленную информацию и уметь самим представить ее с помощью художественных средств.
6. "Самостоятельно занимающийся учащийся обладает информационной грамотностью и стремится к отличным результатам в поиске информации и генерировании знаний."
Учащиеся должны оценить процесс использования информации, достигнутые результаты, найти пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
Социальная ответственность
Учащиеся, обладающие информационной грамотностью, должны знать, как вносить позитивный вклад в развитие демократического общества.
7. "Учащийся, вносящий позитивный вклад в жизнь сообщества, является информационно грамотным и признает важность информации для демократического общества."
Учащиеся должны искать информацию из разнообразных источников и культур и уважать принцип равноправного доступа к информации.
8. "Учащийся, вносящий позитивный вклад в жизнь сообщества, является информационно грамотным и соблюдает этические нормы в области информационных технологий."
Учащиеся должны быть ответственными потребителями информации, должны уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, давая верные ссылки на идеи других. Они должны понимать, что демократическое общество основывается на уважении идей и мнений других людей.
9. "Учащийся, вносящий позитивный вклад в жизнь сообщества, является информационно грамотным и эффективно участвует в групповой работе по поиску и созданию информации."
Учащиеся должны уметь сотрудничать с другими в поиске и использовании информации, а затем уметь делиться результатами своей деятельности.
"Учащиеся, которые достигнут этих стандартов, будут готовы к жизни в радикально меняющемся мире."
Перевод по закупленному в США видеофильму Серых Л.А.
Самарское отделение Института "Открытое общество"
Источник: http://www.edc.samara.ru./~infcult/ilr.htm