Большая Семерка (Б7)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ
Авторы:
Бурмакина Вероника Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры компьютерной графики и дизайна МГПУ;
Зелман Марк,
эксперт Всемирного банка реконструкции и развития, доктор математических наук;
Фалина Ирина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова.
АННОТАЦИЯ
Компьютеры сегодня стоят в каждой школе, информационным технологиям обучают, начиная с младших классов. И как часто мы слышим, да и сами говорим: стоит ли тратить время на изучение конкретного текстового редактора, если через несколько лет нынешнему ученику придется работать с другим редактором.
Вопрос в такой формулировке возникает в связи с тем, что мы учим конкретным навыкам работы с конкретным программным средством. И действительно, нужны ли нам сейчас те навыки и умения, которые мы приобрели при работе в Lexicon’е? Но если мы будем учить тому, как представить одну и ту же информацию, например, таблицу изменения цен по коммунальным платежам, для разных групп населения (молодые люди от 20 до 40 лет, люди среднего возраста от 40 до 55 лет и пенсионеры), то акцент будет сделан на способах подачи материала. Конечно, ученик в этом случае должен будет знать тот же объем материала об инструментах текстового редактора, но… Текстовый редактор будет выступать в роли инструментария, учить школьника будут другому — способам коммуникации (для данного примера). Этот пример показывает, что необходимо переходить от подхода выработки знаний, умений и навыков к компетентностному подходу.
Цель нашей публикации — помочь педагогам образовательных учреждений, и не только, подготовиться к тестированию по информационно-коммуникационно-технологической компетентности.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Значительные средства тратятся на компьютеризацию школ. Однако само понятие “компьютерная компетентность” остается достаточно расплывчатым. Можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении?
На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. В большинстве школ компьютеры используются просто как современные аналоги традиционных пишущих машинок, калькуляторов или проекторов. Многие их возможности вовсе не используются или используются лишь в минимальном объеме.
В новых публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими сообществами, отмечается, что ИКТ могут использоваться в школах более эффективно. Ведущие теоретики и практики демонстрируют, как это можно и нужно делать. Большинство из них придерживаются того мнения, что широко практикуемое обучение изолированным умениям в условиях особых “компьютерных классов” чаще всего не достигает своей цели. В качестве альтернативы такому методу обучения работе на компьютере они предлагают путь интеграции чисто технических моментов и содержательных задач различного рода. Руководящим принципом тут выступает положение о том, что конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности – исследовательской. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов [40].
Переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки компьютерной компетентности предполагает специальные усилия в этом направлении. К счастью, общая модель процесса уже существует. На протяжение последних 25 лет специалисты в области библиотечного дела много сделали для того, чтобы от обучения изолированным навыкам работы с библиотечными поисковыми системами перейти к формированию интегрированных “информационных умений”. Они показали, что для формирования последних необходимо выполнение двух существенных условий: во-первых, эти навыки должны быть непосредственно связаны с конкретной предметной областью и с используемыми учебными заданиями; во-вторых, сами навыки должны быть внутренне интегрированы между собой в рамках общей модели переработки информации.
Школы, которые желают отойти от традиционной методики выработки отдельных навыков в области информационных технологий, должны будут учитывать оба этих требования. Опыт показывает, что внедрение программы обучения комплексным информационным умениям проходит успешно там, где эта работа осуществляется при тесном взаимодействии учителей и специалистов по информационной и компьютерной технике. Такого рода программа может и должна быть органически вплетена в общий учебный план. Работники библиотеки, владеющие современными компьютерными технологиями, и преподаватели информатики совместно с учителями-предметниками призваны выстроить весь процесс обучения таким образом, чтобы он обеспечивал, наряду с усвоением предметного содержания, формирование соответствующих технических и информационных умений и навыков.
Правильно построенная программа выработки компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете).
Хотя подобные знания и умения действительно важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний [55].
Итак, формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способ- ным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.
В качестве основы информационной и коммуникационной компетентности выступает комплекс умений, который мы обозначаем термином “большая семерка”. К окончанию школы учащиеся должны достаточно хорошо владеть этими умениями.
Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационными и коммуникационным и технологиями является описание комплекса базовых умений, которыми им предстоит овладеть. Необходимо также разработать эффективную методику обучения и систему контроля результатов. Кроме того, если мы хотим обеспечить всем нашим питомцам процветающее будущее в обществе, где информация превращается в основной элемент его жизнедеятельности, то очень важно координировать и объединить усилия учителей-предметников, сотрудников школьных библиотек и преподавателей информатики, руководителей образовательных учреждений.
Что такое Большая Семерка (Б7)?
Б7 – это модель информационной компетентности. Некоторые специалисты называют ее метакогнитивной структурой или стратегией решения информационных задач. Данная модель может успешно применяться во всех ситуациях, где деятельность человека предполагает активное использование информации. Она показывает, как универсальные навыки поиска и переработки информации с помощью современных технических средств могут быть интегрированы в систематический процесс, ориентированный на решение широкого круга практических задач [53].
Мы все страдаем от избытка информации. Действительно, вокруг нас – море информации, но проблема заключается в том, чтобы выбрать из нее именно ту, которая нам необходима, именно тогда, когда она нам нужна, и именно в той форме, которая наиболее удобна для дальнейшего использования.
Один из типичных способов решения информационной проблемы, который чаще всего используется в образовании, в бизнесе и в современной жизни вообще – это стремление чисто количественно интенсифицировать процесс ее усвоения. Мы хотим больше знать, быстрее работать, больше производить. Но на этом пути мы довольно скоро сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями. Реальной альтернативой ему выступает стремление рационализировать умственную деятельность за счет перехода к более эффективным приемам поиска и переработки информации. Причем рационализация может касаться как процессуальных, так и содержательных момен- тов. Некоторые методисты называют такой подход методом формирования информационных умений. Мы называем его моделью Б7.
Описание умений, входящих в Б7
Б7 – это схематическое описание того процесса, с помощью которого люди самых разных возрастов решают задачи, связанные с переработкой информации. Педагогическая практика и специальные исследования показывают, что процесс успешного решения информационных задач включает семь основных этапов, каждый из которых включает два шага.
1.Определение
1.1. Определить информационную проблему
1.2. Идентифицировать необходимую информацию
2.Управление
2.1. Выявить все возможные источники
2.2. Выбрать наилучшие из них
3.Доступ
3.1. Найти соответствующий источник (теоретически или практически)
3.2. Найти нужную информацию внутри источников
4.Интеграция
4.1. Организовать материал, полученный из различных источников
4.2. Представить информацию должным образом
5.Оценка
5.1. Оценить качество продукта
5.2. Оценить эффективность работы
6.Создание
6.1. Решить конкретную проблему на основе имеющейся информации
6.2. Сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы
7.Передача
7.1. Извлечь нужную информацию 7.2. Передать информацию
Полный текст документа - ЗДЕСЬ
Источник: http://ifap.ru/library/book360.pdf |