Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан, и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах (но, к сожалению, не в России). В австралийских исследованиях отмечается, что библиотекари сами поддерживают свой негативный имидж. В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. В США было проведено исследование «Имидж библиотекаря медицинских библиотек США». Его результаты показали, что, с одной стороны, библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь, а с другой - как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.
В нашей стране подобных исследований по изучению имиджа библиотекарей, а тем более школьных библиотекарей, не проводилось. В своей работе я хотела бы коснуться данной проблемы и определить, что же нужно сделать для формирования имиджа школьного библиотекаря.
«Не натягивайте на меня ваш костюмчик!», или «Зачем нам нужен имидж?»
Когда я приступила к работе над статьей, я обратилась с вопросом к своим коллегам и друзьям: «Как вы считаете, нужно ли проводить работу по формированию имиджа школьного библиотекаря?» Положительных ответов практически не было. Одни говорили: «О каком имидже может идти речь, когда я получаю копейки, колготки купить не на что. Сначала накормите людей, а потом об имидже говорите!» Другие возмущались: «Какой имидж? Нас воспринимают как объект для выдачи учебников!». Третьи: «Ты оторвана от жизни. Вот сначала поднимите зарплату, привлеките в школу профессионалов библиотечного дела, дайте компьютеры, учебники и т.д. - вот тогда и об имидже говорить будем». И мне стало грустно. Я поняла, что прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа школьного библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из них. И первое, что будет на этом пути, - это сопротивление переменам, пусть даже и положительным.
Когда я работала в ЦБС «Кунцево», в начале 90-х годов XX века, то администрацией была разработана программа по переходу к новым экономическим условиям. Она включала в себя и цикл мероприятий по формированию облика библиотекаря в новых экономических условиях. Людей учили... улыбаться, рекламировать свою работу, самопрезентовать себя. Когда все это начиналось, библиотекари этому сопротивлялись («Зачем мне ЭТО (реклама, маркетинг, имидж) нужно!»). Прошло 12 лет, и теперь мы вспоминаем о том сопротивлении с улыбкой. Но путь пройден. И вновь я слышу эти слова, но уже от школьных библиотекарей. Удивительная психологическая особенность русского человека, такой «комплекс Емели» - не прилагая усилий, изменить свою жизнь к лучшему. Но чудес не бывает. Чтобы изменить мнение о себе, нужно меняться самому. Потому что об имидже школьных библиотек будут судить по имиджу каждого из школьных библиотекарей. И если хотим, чтобы у директора школы, учителей была готовность в восприятии школьного библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи учебников», то надо и соответствующий образ о себе у них сформировать. А для этого нужно, чтобы у них было определенное мнение о вас. Вот зачем необходимо формировать имидж.
Моя близкая подруга, разговаривая со мной об имидже, бросила фразу: «Ты хочешь натянуть имидж на библиотекарей как костюмчик. Не натягивайте на меня ваш костюмчик!» Да и не собираюсь. Один из бизнесменов сказал, что об имидже нужно помнить, носить его и надевать в нужных ситуациях.
Ваша внешность как источник мнения о вас: габитарный имидж школьного библиотекаря
Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, т.е. внешнему виду, называют «габитарным имиджем». У школьных библиотекарей он на низком уровне. И, наверно, главный враг на данном пути - низкая самооценка. Постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» - то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой школьный библиотекарь!» Как же жива в нас это «простая советская женщина». Моя близкая подруга считает, что габитарный имидж не главное: «Пусть меня воспринимают такой, какая я есть, даже если я в рваных колготках и с немытой головой. Главное, какой я человек и специалист!» Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам.
Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у насбольше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях».
Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.
Содержание деятельности школьного библиотекаря как составная часть его имиджа. Средовой имидж
Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Если раньше школьные библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, то современные школьные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.
J. Когеп считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека. Таким образом, если школьные библиотекари не рассматриваются как информационные работники, то они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Школьные библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж. В современном обществе школьные библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.
Стоп. Прозвучало слово «профессионал». И это, пожалуй, главный акцент в нашей работе. Ни о каком имидже школьного библиотекаря не может идти речь, если он не обладает профессиональным образованием. Интересен один документ, подтверждающий мое мнение. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 в тарифно-квалификационные требования (характеристики) по должностям библиотечных работников внесены изменения: в связи с уточнением характера выполняемых работ в требованиях к квалификации по разрядам оплаты труда высшее образование заменено профессиональным высшим образованием.
Тем самым признано, что библиотекарь, библиограф - это такие же специалисты, как учитель, врач, инженер. И в работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. И именно профессионал, несмотря на низкую зарплату, создаст современную школьную библиотеку. Потому что его так учили, а по-другому он не может.
Должна уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой школьные библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.
а) Рекламная деятельность школьного библиотекаря
Итак, на первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.
Как воспринимается библиотекарь в школе администрацией: «Объект для выдачи учебников / Идите на замену, вам все равно делать нечего». С одной стороны такое мнение подкрепляет деятельность некоторых школьных библиотекарей, которые только выдают книги. А с другой стороны, школьный библиотекарь чаще всего не знает, как самопрезентовать себя и свою деятельность в школе (если она ведется). Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Я считаю, что реклама одно из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой школьной библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
б) Маркетинговые исследования в деятельности школьного библиотекаря
Школьные библиотекари нуждаются в активном маркетинге самих себя и ежедневном доказательстве своей важности для школы. Многие мои коллеги жалуются на отсутствие финансирования школьных библиотек, на то, что не могут реализовать различные проекты. Но никто из них не пытался написать программу комплектования фондов, концепцию развития библиотеки и доказать администрации, что реализация данных мероприятий необходима для успешной деятельности школьной библиотеки. Современная библиотечная жизнь в школе невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг - деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ. С использованием в практике работы фандрайзинга всегда найдутся деньги для проектов.
Многие библиотекари считают, что для создания имиджа школьной библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей школьной библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей школьной библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной школьной библиотеке?»
Все вышеперечисленные методы (PR, реклама, маркетинг, фандрайзинг) способствуют созданию и утверждению образа школьной библиотеки как учреждения, необходимого не только школе, но и местному сообществу, формированию имиджа школьной библиотеки как квалифицированного и благожелательного партнера.
в) Профессиональный рост как составная часть имиджа школьного библиотекаря
И, наконец, самое главное - это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше школьная библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе школьных библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении школьных библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного школьного библиотекаря.
Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. И возникает следующая проблема - владение иностранным языком. Если этого нет, то многие интересные сайты международных библиотечных организаций в Интернете недоступны вам, так как они англоязычные. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные школьные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.
Зарисовка из жизни. Когда я впервые пришла на работу в школу и начала создавать библиотеку в соответствии с современными требованиями, то одна из моих коллег в дружественной беседе посоветовала мне «не особо стараться, а то и нас заставят так же работать». Я считаю, что если вы не хотите хорошо работать на данном месте, то попробуйте реализовать себя в других профессиях. Не держите место. Нам очень нужны люди, желающие и умеющие работать, которые помогут изменить мнение о нас. Позитивный личностный имидж школьного библиотекаря: то, чего нет, но очень хочется
Вы можете меня упрекнуть, что в своей работе я говорю об отрицательном имидже школьных библиотекарей. Но это мой взгляд на проблему. Мне даже кажется, что сами школьные библиотекари не очень этим обеспокоены. Мало того, на сайте Библиотека.ru в статье «Феномен школьной библиотеки. 4.2» я прочитала: «Несмотря на низкую оплату труда, неадекватное восприятие библиотечной профессии, имидж школьных библиотек улучшается...» По сравнению с чем? Как можно говорить о том, чего нет! Да, конечно, у школьных библиотекарей есть своя профессиональная пресса. Но в ней по данной теме было не более трех-четырех статей. Нет в МГУКе (Университете культуры) ни учебной программы, ни спецкурса по теме «Организация деятельности современной школьной библиотеки», нет спецкурсов для школьных библиотекарей по темам «Маркетинг в школьной библиотеке», «Технология формирования имиджа современного школьного библиотекаря», «Реклама в деятельности школьной библиотеки». Курсы повышения квалификации школьных библиотекарей так же не касаются данных тем, все сводится к основам библиотечно-библиографических знаний. Я уже слышу возмущенные возгласы своих коллег: «Мы проводили конкурс «Имидж библиотекаря», деловую игру с одноименным названием». Знаю, знаю... Но также знаю, что большинство таких библиотечных мероприятий сводятся к основам знаний по данной профессии и к конкурсу кулинаров. Почему такое плачевное состояние? Чтобы правильно оценивать свой имидж, мало самооценки, нужен объективный взгляд как со стороны своих пользователей, так и профессиональных имиджмейкеров. Именно профессионалы в данной области должны вести спецкурсы «Технология формирования имиджа современного школьного библиотекаря», с их помощью должна быть разработана система мероприятий (спецкурсы, психологические тренинги, ролевые игры), направленная на изучение и формирование имиджа школьных библиотекарей. И как следствие этого создание библиотечного сообщества ЛИЧНОСТЕЙ с ПОЗИТИВНЫМ ИМИДЖЕМ.
Ведь только личности могут что-то изменить в этом мире, в том числе и библиотечном. Только личности смогут доказать власти необходимость и важность работы современных школьных библиотекарей, лоббировать их интересы на государственном уровне, поднять его на международную высоту. Главное - не опускать планку
Источник: http://image.websib.ru