Как в кино? Библиотеки и библиотекари в кинофильмах
М.Ю. Матвеев
На имидж библиотечной профессии, безусловно, влияет то, как она представлена в массовой культуре, и, в частности, в кино- и телефильмах. Данная тема практически не получила отражения в отечественных публикациях, между тем за рубежом проведен целый ряд исследований, посвященных образу библиотеки в кино (3,7–9).
В настоящей статье произведен анализ содержания ряда зарубежных фильмов по жанрам – в данном случае выбор ограничен детективами, триллерами, приключенческими фильмами, боевиками и фильмами ужасов. В дальнейшем предполагается продолжение – анализ образа библиотек в жанре драмы, мелодрамы, комедии, фантастики и т.д., а также исследование ряда отечественных фильмов.
В детективных фильмах библиотеки и библиотекари показываются достаточно часто, причем следует отметить тот факт, что образ библиотекаря в них более положителен, чем образ самой библиотеки. Так, библиотекарь в детективах чаще всего либо сам расследует преступление («Сентиментальный агент», «Большой сон»), либо, что чаще, помогает полицейскому или частному сыщику. В качестве примера здесь можно привести фильмы «Она сказала: Убийство» (мисс Марпл помогает ее закадычный приятель – сельский библиотекарь) и «Хэммет» (частному сыщику помогает привлекательная девушка-библиотекарь), а также фильм «Дело о пеликанах».
В свою очередь, в качестве преступника (как, например, в «Имени розы») библиотекари показываются достаточно редко, да и критические замечания в их адрес тоже немногочисленны («Семь»). Впрочем, в некоторых фильмах показан своеобразный «бунт» библиотечных работников, когда они, устав от своего «беспросветного» существования и монотонной работы, идут на рискованные действия, в том числе сознаются в преступлении, которого не совершали («Пистолет в сумочке Бетти Лу»).
Что же касается библиотеки, то в детективах, к сожалению, она чаще всего оказывается местом преступления («Тело в библиотеке», «Круто сваренные») или местом «роковой» встречи («По законам обмана»).
Частое упоминание библиотеки в детективах объясняется своеобразной «мистической аурой», которой она обладает, а также стремлением «облагородить» действие, придать ему глубину и многозначность, показать образованность героев и т.п. Благодаря этому многие ключевые сцены в детективах происходят именно в библиотеках (фильмы «Молодой Шерлок Холмс», «Городские легенды» и в особенности – фильм-пародия на детективные сюжеты «Разгадка», в котором библиотека присутствует чуть ли не в каждом кадре).
Изображение библиотек и библиотекарей в триллерах в принципе мало чем отличается от изображения в детективах. Соответственно, библиотека изображается как мрачное, пыльное и пустынное заведение с бесконечными рядами книжных полок, а библиотекарь точно также помогает главным героям в проведении какого-либо расследования («Вся президентская рать», «Красный дракон», «Восход Меркурия»), но сам чаще всего остается на вторых ролях. Можно заметить, что герои фильмов (в том числе положительные) не всегда бережно обращаются с книгами – к примеру, они не могут преодолеть искушение вырвать страницу из справочника, да еще и специально кашляют, чтобы заглушить характерный треск вырываемой страницы («Чайнатаун»).
Более подробное изображение библиотеки можно наблюдать в том случае, если в фильме показывается какое-либо замкнутое пространство (например, тюрьма). Так, достаточно позитивный образ тюремной библиотеки имеется в фильмах «Побег из Шоушенка» и «Побег из Алькатраса». Но бывает и другое: в фильме «Рикошет» убегающие из тюрьмы бандиты попросту уничтожают библиобус вместе с заложником-библиотекарем. Кроме того, библиотека показывается в том случае, когда в фильме изображается какое-либо учебное заведение («Марафонец»).
Помимо помощи главным героям, библиотекари в триллерах часто оказываются впутанными в рискованные приключения помимо своей воли («Грязная игра»), а также участвуют в разного рода «шпионских играх» («Шпион, который пришел с холода»).
Надо сказать, что последнее обстоятельство вызывает совершенно справедливые нарекания со стороны зарубежных библиотековедов, возражающих против подобного «образа библиотекаря». Как не без иронии отмечает A. Hall, «библиотекарь может быть шпионом – не таким, конечно, как Джеймс Бонд, … – а таким, как это показано у Ле Карре; платят ему сравнительно неплохо, да и работа легкая для образованного человека. … С другой стороны, а чем это заняты студенты, роющиеся в карточном каталоге? Ищут ли они информацию для зарубежных спецслужб или же просто делают свое домашнее задание?». В такой ситуации «нормальным» библиотекарям остается только внимательно следить за своими книжными собраниями: «а вдруг именно там и скрывается коварный русский агент в теплой шинели?»
Экранные злодеи более крупного масштаба, впрочем, тоже «не дремлют» – здесь, к примеру, можно упомянуть международного террориста, готовящего покушение на де Голля и просматривающего газеты в Библиотеке Британского музея («День Шакала»).
Какие-либо обобщения, касающиеся роли и значения библиотек, очень редки и в детективах, и в триллерах. Но когда это все же происходит, библиотека показана под весьма специфичным углом зрения. В частности, в фильме «Неуязвимый» уникальная библиотека комиксов оказывает очень странное воздействие на своего владельца. Он полагает, что все, о чем говорится в комиксах, является отражением реальной действительности, воображает себя главным злодеем и решает создать себе достойного противника {положительного героя). Причем делает он это самым невероятным образом – путем организации серии чудовищных террористических актов, в результате которых никто не выживает, пока, наконец, действительно не появился «непрошибаемый» герой, похожий на суперменов из комиксов. Надо сказать, что в данном фильме имеется даже своеобразная «статистическая сводка» об издании комиксов и о крупнейших библиотеках подобной литературы.
В приключенческих фильмах и боевиках библиотеки и библиотекари упоминаются сравнительно редко, и в этих случаях их образы получаются, как правило, подчеркнуто негативными. Здесь, безусловно, следует назвать фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход», в котором библиотекарь с таким грохотом ставит штампы на книги, что Индиана успевает «под шумок» разломать каменный пол в библиотеке (под ней – как это и приличествует законам жанра – находится потайной ход и склеп, в котором хранится карта, позволяющая разгадать древнюю тайну.
Можно отметить и тот факт, что библиотека – в качестве пустынного учреждения со множеством лестниц и переходов – подчас отождествляется с заброшенными складами, ангарами и заводами, где обыкновенно и случаются разного рода «разборки» (например, в «Золотом глазе» или в «Заместителе»). В фильмах ужасов (и близких к ним по содержанию триллерах и фэнтези) библиотека упоминается на удивление часто – это уже само по себе не способствует положительному имиджу данного учреждения. В жанре ужасов можно выделить несколько следующих характерных моментов, связанных с изображением библиотек и библиотекарей.
Персонажи таких фильмов не слишком церемонятся с библиотеками, разбрасывая книги, круша стеллажи и уничтожая целые собрания в поисках одной-единственной. Создатели фильмов ужасов нередко полагают, что самый непредсказуемый ужас заключается отнюдь не в монстрах, демонах или злобных пришельцах. Ужас является оборотной, «теневой» стороной самой человеческой культуры, будь то живопись, литература или музыка, Наиболее характерным примером этого является фильм «В пасти безумия», где один из талантливо написанных романов ужасов становится причиной гибели всей планеты.
Говоря об изображении библиотекарей во всех перечисленных выше жанрах кино в целом, можно отметить и определенную тенденцию к превращению библиотечных работников в своеобразных «супербиблиотекарей» (в тех случаях, когда они оказываются главными героями). Результат подобного превращения весьма любопытен; вместо традиционных для массовой культуры смешных и жалких образов «книжных червей» и «синих чулков» получается нечто еще более комичное, а порою и совершенно нелепое. Достаточно привести три примера. Один из «супербиблиотекарей» – некий Майкл Чик (он же – супермен по кличке Черная Маска, борющийся с распространением наркотиков в Юго-Восточной Азии) – работает в библиотеке, полагая, что именно здесь его меньше всего будут беспокоить (!) Довольно забавно выгладит и та сцена, где он расправляется со своими врагами при помощи CD-ромов. Другой пример – женщина-летучая мышь (или просто Бэтменша). Прежде чем отправиться спасать мир вместе с Бэтменом, она, чтобы не слишком расстраивать родителей, работала в Публичной библиотеке Готема. Как отмечает A. Hall, существует не так уж мало фильмов в которых имеется положительный образ библиотекаря, но достаточно посмотреть «Бэтмена» – и от положительного образа не останется и следа.(9)
И, наконец, главный «супербиблиотекарь всех времен и народов» – это, безусловно, Руперт Джайлз из сериала «Баффи». Данный образ действительно можно рассматривать как положительный, но на изображение библиотеки это нисколько не влияет. Она показана как достаточно «архаическое» учреждение, которое не может помочь в критической ситуации (у героев фильма просто нет времени, чтобы расшифровывать многозначные книжные формулировки). В этом отношении один из главных в фильме – конфликт между «рациональным» и «иррациональным» (в том числе между педантичным и мудрым библиотекарем и Баффи с друзьями, которые действуют преимущественно по интуиции} Подводя итоги, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, образ библиотеки в фильмах достаточно подробен в том случае, когда библиотекарь является одним из главных действующих лиц или же фильм поставлен по какой-либо книге, содержащей соответствующее описание. В большинстве же случаев роль библиотекаря эпизодична, и появляется он только потому, что кому-то из главных героев понадобилась библиотечная книга (9).
Во-вторых, героями или героинями в полном смысле этого слова библиотекари являются редко. В большинстве своем это «среднестатистические» люди, которых режиссеры фильмов упорно ставят в экстремальные ситуации.
В третьих, библиотекари, как зарубежные исследователи полагают, могут по-разному относится к тому, что показывается на экране, но в любом случае они не должны забывать: кто-то смотрит все эти фильмы и смеется над ними, над их профессией (6,9).
1. Видеогид: Национальный кинопортал 2. Подсолнух: Сайт о кино 3. Chaintreau A.-М., Lemaitre R. Fanny Libraries // The Image of the library: Studies and views from several countries: Collection of papers / Ed, by V. D. Stehiakh - Haifa, 1994. – P. 40-56 4. De Candido G.A, Bibliographic Good vs. Evil in Buffy the Vampire Slayer // American Libraries. – 1999. – Sept. – P. 44-47 5. The Internet Movie Datebase 6. Hall A. Behind the bun, or Batgirl was a librarian 7. Raish M, Librarians in the movies: An Annotated filmography 8. Schmidt S.J. Top ten films featuring libraries, librarians and the book arts 9. Walker S., Lawson V. The librarian stereotype and the movies
Список фильмов
1. Сентиментальный агент. – Франция, 1987. – 90 мин., цв. Детектив. 2. Вся президентская. – США, 1976. – 138 мин., цв. Триллер. 3. Эмитивилль-2 (Эмитивияльский ужас-2). – США, 1982. – 100 мин., цв. Фильм ужасов. 4. Бэтмен и Робин. – США, 1997. – 125 мин., цв. Триллер. 5. Большой сон. – США, 1946. – 114 мин., чернобел. Детектив. 6. Черная маска. – Гонконг, 1996. – 89 мин., цв. Боевик. 7. Блэйд. – США, 1998. – 120 мин., цв. Фильм ужасов. 8. Баффи. – США, 1997. – 60 мин. в сер., цв. Фильм ужасов. 9. Перебежчик. – Канада, 1980. – 115 мин., цв. Фильм ужасов. 10. Зачарованные. – США, 1998. – 60 мин. в сер., цв. Фэнтези. 11. Китайский квартал (Чайнатаун). – США, 1974 – 131 мин., цв, Триллер. 12. Кристина. – США, 1983. – 110 мин., цв. Фильм ужасов. 13. День Шакала. – Франция; Великобритания, 1973. – 145 мин., цв. Триллер. 14. [Ужас Дракулы]. – Великобритания, 1958. – 82 мин., цв. Фильм ужасов. 15. [Данвический ужас] – США, 1970. – 90 мин., цв. Фильм ужасов. 16. Конец света. – США, 1999. – 121 мин., ЦБ. Триллер. 17. Побег из Алькатраса – США, 1979. – 112 мин., цв. Триллер/ 18. Воспламеняющая взглядом-2. – США, 2002. – 168 мин., цв. Фильм ужасов. 19. Грязная игра (Отвратительная игра). – США, 1978. – 116 мин., цв. Триллер. 20. Ночь страха-2. – США, 1989. – 108 мин., цв. Фильм ужасов. 21. Золотой глаз. – Великобритания; США, 1995. – 130 мин., цв. Приключения. 22. Пистолет в сумочке Бетти Лу. – США, 1992. – 89 мин., цв. Детектив. 23. Хэммет. – США, 1983. – 95 мин., цв. Детектив. 24. Круто сваренные. – Гонконг, 1992. – 126 мин., цв. Боевик. 25. Та вилла рядом с кладбищем. – Италия, 1981. – 84 мин., цв. Фильм ужасов. 26. Я знаю, что вы сделали прошлым летом. – США, 1997. – 100 мин., цв. Фильм ужасов. 27. В пасти безумия. – США, 1995. – 95 мин., цв. Фильм ужасов. 28. Индиана Джонс и последний крестовый поход. – США, 1989. – 127 мин., цв. Приключения. 29. Интервью с вампиром. – США, 1994. – 123 мин., цв. Фильм ужасов. 30. По законам обмана. – США, 1997. – 98 мин., цв. Детектив. 31. Марафонец. – США, 1976. – 125 мин., цв. Триллер. 32. Восход Меркурия. – США, 1998. – 129 мин., цв. Триллер. 33. [Мисс Марпл. Тело в библиотеке]. – Великобритания, 1961. – 11О мин., цв. Детектив. 34. [Мисс Марпл. Она сказала: «Убийство»]. – Великобритания, 1999. – 87 мин., цв. Детектив. 35. Мумия. – США, 1999. – 124 мин., цв. Фильм ужасов. 36. Мумия возвращается. – США, 2001. – 121 мин., цв. Фильм ужасов. 37. Имя розы. – Франция; Италия; ФРГ, 1986. – 130 мин., цв. Детектив. 38. Некрономикон (Книга мертвых). – США, 1993. – 96 мин., цв. Фильм ужасов. 39. Девятые врата. – США; Франция; Испания, 1999. – 133 мин., цв. Детектив. 40. Дело о пеликанах. – США, 1993. – 141 мин., цв. Детектив. 41. Призрак оперы. – США, 1989. – 93 мин., цв. Фильм ужасов. 42. Красный дракон. – США; Германия, 2002. – 124 мин., цв. Триллер. 43. Рикошет. – США, 1991, – 109 мин,, цв. Триллер. 44. Крик-2. – США, 1997. – 120 мин., цв. Фильм ужасов. 45. Семь. – США, 1995. – 127 мин., цв. Детектив. 46. Побег из Шоушенка. – США, 1994. – 142 мин., цв. Триллер. 47. Хранитель душ. – США, 2001. – 105 мин., ЦБ. Фильм ужасов. 48. [Шпион, который пришел с холода]. – Великобритания, 1965. – 112 мин., черно-бел. Триллер. 49. Заместитель. – США, 1996. – 114 мин., цв. Боевик. 50. Легенда о вампире. – Великобритания, 1993. – 93 мин., цв. Триллер. 51. Байки из склепа. Рыцарь-дьявол. – США, 1995. – 92 мин., цв. Фильм ужасов. 52. Неуязвимый. – США, 1997. – 106 мин., цв. Триллер. 53. Невыразимый ужас-2 (Не имеющий имени-2. Отчет Рэндольфа Картера). – США, 1993. – 104 мин., цв. Фильм ужасов. 54. Городские легенды. – США; Канада; Франция, 1998. – 99 мин., цв. Детектив. 55. Виртуальный кошмар. – Австралия, 2000. – 86 мин., цв. Фильм ужасов. 56. Волчица. – Великобритания, 1996. – 174 мин., цв. Триллер. 57. Молодой Шерлок Холмс. – США; Великобритания, 1985. – 109 мин., цв. Детектив.
[ Библиотечное дело. – 2003. – № 4(04) ]
Источник: http://www.library.ru/3/reflection/articles/matveev.php |