Понеділок, 25.11.2024, 23:36
Вітаємо на сайті САШБ! Гость | RSS

Славутицька асоціація шкільних бібліотекарів

Методична скарбничка бібліотечного фахівця

Головна » Статьи » Актуальні проблеми бібліотек » Документи ІФЛА

Манифест ЮНЕСКО о школьной библиотеке
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО, касающийся школьной библиотеки
  
Школьная библиотека в деле обучения и образования для всех
  
Манифест ЮНЕСКО о школьной библиотеке
  
Школьная библиотека позволяет получить информацию и знакомиться с идеями, которые имеют первостепенное значение для успешного участия в жизни нынешнего общества, основанного на информации и знаниях. Школьная библиотека наделяет учащихся навыками обучения на протяжении всей жизни и развивает воображение, что позволяет им действовать в качестве ответственных граждан.
 
Миссия школьной библиотеки
 
Школьная библиотека предоставляет услуги, связанные с обучением, книги и материалы, которые позволяют всем членам школьного сообщества приобретать навыки критического мышления и эффективно использовать информацию во всех форматах и на всех носителях. В соответствии с принципами, провозглашенными в Манифесте ЮНЕСКО о публичной библиотеке, школьные библиотеки являются частью более широкой библиотечно-информационной сети.
 
Библиотечные работники содействуют использованию книг и других источников информации, начиная с художественной литературы и кончая различными материалами в печатной форме или в виде электронной информации, как в самой библиотеке, так и вне ее. Библиотечные материалы дополняют и обогащают учебники, учебные пособия и методические разработки.
 
Уже доказано, что в тех случаях, когда библиотекари и преподаватели работают вместе, учащиеся лучше овладевают грамотностью, навыками чтения, обучения, решения задач, а также информационно-коммуникационными навыками.
 
Школьные библиотеки должны предоставлять свои услуги в равной степени всем членам школьного сообщества, независимо от возраста, расы, пола, религии, гражданства, языка, профессионального или социального статуса. Особые услуги и материалы должны предоставляться тем, кто не может пользоваться основными библиотечными услугами и материалами.
 
Доступ к услугам и фондам должен основываться на принятой Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, и он не должен подвергаться какой-либо идеологической, политической или религиозной цензуре или давлению коммерческого характера.
Законодательные акты, касающиеся финансирования, и сети
 
Школьная библиотека имеет важнейшее значение для любой долгосрочной стратегии в области распространения грамотности, образования, обеспечения информации, а также экономического, социального и культурного развития. В качестве учреждения, за которое несут ответственность местные, региональные и национальные власти, она должна поддерживаться конкретными законодательными актами и политикой.
 
Школьные библиотеки должны иметь адекватное и устойчивое финансирование квалифицированного персонала, материалов, технологий и соответствующих средств. Они должны быть бесплатными. Школьная библиотека является одним из важнейших партнеров в рамках местной, региональной и национальной библиотечно-информационной сети.
 
В тех случаях, когда школьная библиотека использует средства и/или ресурсы вместе с библиотекой другого вида, например, публичной библиотекой, необходимо признавать и поддерживать уникальные задачи школьной библиотеки.
 
Задачи школьной библиотеки
 
Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного процесса.
 
Для развития грамотности, навыков использования информации, преподавания, обучения и культуры важнейшее значение имеют следующие основные функции школьной библиотеки:
 
поддержка и укрепление целей образования, изначально поставленных перед школой и закрепленных в ее учебной программе;
 
развитие и поддержание у детей привычки читать и учиться и получать от этого удовольствие, а также пользоваться библиотеками на протяжении всей своей жизни;
 
предоставление возможностей для приобретения опыта в деле получения и использования информации, с тем чтобы расширять знания, понимание, обогащать воображение и получать от этого удовольствие;
 
оказание всем учащимся поддержки в приобретении и практическом применении навыков оценки и использования информации, независимо от формы, формата или носителя, включая восприимчивость к формам коммуникации, существующим в общине;
 
обеспечение доступа к местным, региональным, национальным и глобальным ресурсам и возможностям, которые позволяют учащимся узнавать о различных идеях, опыте и мнениях;
 
организация мероприятий, которые способствуют повышению культурной и социальной осведомленности и восприимчивости;
 
работа с учащимися, преподавателями, администраторами и родителями для выполнения той задачи, которая возлагается на школу;
 
провозглашение концепции, в соответствии с которой интеллектуальная свобода и доступ к информации имеют важнейшее значение для воспитания чувства гражданственности, основанного на эффективности и ответственности, и участия в жизни демократического общества;
 
поощрение чтения и содействие тому, чтобы ресурсы и услуги, предоставляемые школьной библиотекой, были доступны всему школьному сообществу и другим пользователям.
 
Школьная библиотека выполняет эти функции путем разработки своей политики и развития услуг, отбора и приобретения материалов, обеспечения физического и интеллектуального доступа к соответствующим источникам информации, предоставления возможностей для обучения и путем использования квалифицированных кадров.
 
Кадры
 
Школьный библиотекарь является профессионально квалифицированным сотрудником, отвечающим за планирование работы школьной библиотеки и управление ею, которому, насколько это возможно, оказывает помощь надлежащий персонал и который работает вместе со всеми членами школьного сообщества и поддерживает связь с публичными и другими библиотеками.
 
Роль школьных библиотекарей меняется в зависимости от бюджета, учебной программы и методики преподавания в школах и регулируется национальными правовыми и финансовыми положениями. При специфике конкретных условий существуют общие области знаний, которые имеют крайне важное значение для того, чтобы школьные библиотекари могли развивать функции своей библиотеки и управлять ими: ресурсы, библиотечное дело, управление информацией и обучение соответствующим навыкам.
 
В условиях, когда создается все больше сетей, школьные библиотекари должны обладать соответствующими знаниями в области планирования и обучения как преподавателей, так и учащихся, различным навыкам обработки информации. Поэтому они должны продолжать повышать свою профессиональную подготовку и квалификацию.
 
Функционирование и управление
 
Для обеспечения эффективного и подотчетного функционирования:
 
должна быть сформулирована политика, определяющая задачи школьной библиотеки в плане целей, приоритетов и услуг, связанных со школьной учебной программой;
 
работа школьной библиотеки должна быть организована и осуществляться в соответствии с профессиональными нормами;
 
услуги, предоставляемые школьными библиотеками, должны быть доступны для всех членов школьного сообщества, и библиотеки должны работать с учетом потребностей местных общин;
 
необходимо поощрять сотрудничество с преподавателями, руководителями школ, администраторами, родителями, другими библиотечными работниками и специалистами в области информации, а также общинными группами.
 
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений
 
 


Источник: http://www.ifla.org/VII/s11/pubs/schoolmanif.htm
Категория: Документи ІФЛА | Добавил: admin (07.01.2008)
Просмотров: 3469 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Реєстрація | Вхід ]
Меню сайту
Категории каталога
Інформатизація бібліотек [8]
Інформаційна культура [11]
Забезпечення інформаційних потреб [4]
Імідж [3]
Документи ІФЛА [9]
Форма входу
Пошук
Наші друзі

 
 
 
 
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи  
Статистика
Опитування
Чи може інформація із Internet замінити користування бібліотеками?
Всього відповідей: 705
Міні-чат
Copyright MyCorp © 2024