Библиотеки и Интернет: проблемы социального взаимодействия
Равинский Д.К.
Тезисы доклада на научно-практической конференции «Проблемы доступности информации в XXI веке»
Технологические достижения последнего десятилетия очень существенно повлияли на библиотечное дело, традиционно играющее ключевую роль в информационном секторе. Некоторые говорят о радикальном изменении самой концепции библиотечного дела. Этой проблематике посвящено, естественно, немало материалов в зарубежной библиотечной печати. Доклад подготовлен по материалам, опубликованным в ведущем библиотечном журнале США «Library journal» и в «IFLA journal» в первые годы 21 века. Внимание уделялось не технологическим проблемам, а их социальным последствиям.
Насколько реальны опасения, что Интернет «уведет» читателей из библиотек? В зарубежной печати появился специальный термин «disintermediation», который можно перевести как «избавление от посредников». Интернет, якобы, открывает прямой доступ к информации, со своими «встроенными» возможностями поиска и потребность в посреднике – каким и является библиотекарь – отпадает. Можно спорить о том, в какой мере статистические данные это подтверждают, но, скажем, один из ключевых показателей – книговыдача существенно упала в библиотеках Великобритании за последнее десятилетие ХХ в. Высокие показатели посещаемости могут объясняться не интересом к чтению, как раньше, а возможностью пользоваться в библиотеках Интернетом. В любом случае библиотекари стоят перед необходимостью серьезных изменений в своей работе в свете молниеносного распространения Интернета. Можно выделить три пути этих изменений.
Первый.
Библиотеки станут воротами в Интернет для тех, у кого нет других возможностей получить доступ. Программа Фонда Билла и Мелинды Гейтс предусматривает бесплатное оснащение публичных библиотек США компьютерами. В отличие от других программ этого рода, Фонд Гейтсов предоставляет программное обеспечение (в том числе – образовательные программы) и бесплатное обучение работе с компьютерами. Фонд оплатил также социологическое исследование, проведенное Вашингтонским университетом в 1999 г. Исследование показало резкое увеличение посещаемости библиотек (в некоторых случаях – на 100% и более), при этом около одной трети новых посетителей ранее никогда не бывали в библиотеках.
Второй.
В библиотеках будут брать определенные категории материалов, в то время как другие категории будут использоваться в электронном виде. Как сказано в статье, анализирующей отчеты библиотек США за 2000 г., самым поразительным открытием стало то, что люди предпочитают онлайновые материалы не только в сфере бизнеса, что вполне прогнозируемо, но и во многих других тематических категориях – например, рецензии на литературные произведения. Как бы то ни было, существует категория любителей чтения – считается, что к ним относится 10% жителей Северной Америки. Примечательно, что это в большинстве своем женщины – 65%. Можно предполагать, что эти люди не изменят своих привычек, и будут продолжать читать книги. На них будут ориентироваться публичные библиотеки. Означает ли это, что презираемый библиотекарями США жанр любовных романов займет на полках почетное место, – покажет будущее.
Третье.
В различных статьях, посвященных различным проблемам, все чаще возникает мысль, что библиотека должна стать не просто источником информации и знаний, но местом общения, концертов, встреч с писателями и т.д. Одна из статей называется просто – «Библиотека должна стать Местом». Утверждается, что в современных небольших городах нет центра как социологического понятия – торговый «Молл» этой функции не выполняет. Публичная библиотека может стать социологическим центром небольшого города. Показательна также та активность, с которой в библиотечной печати США обсуждаются вопросы «советов читателям», рекомендации книг, отвечающих настроению и духовным потребностям конкретного читателя.
Еще один важный аспект изменений – справочная работа библиотек. По статистике, работники публичных библиотек США отвечают на 300 млн вопросов в год. А в библиотеках средних и высших учебных заведений этот показатель достигает одного миллиарда ответов в год. Появление в Интернете таких справочных систем, как, например, Ask Jeeves, получающих 3 миллиона запросов в сутки, заставляет библиотеки думать о конкуренции. Многие библиотеки стали отвечать на вопросы, получаемые по электронной почте. Этапным можно назвать 2000 г., когда библиотеки впервые создали службы ответов в реальном времени. Исследование, проведенное для выявление качества ответов библиотечных и коммерческих Интернет–служб (одни и те же вопросы посылались одновременно в две службы) показало, что примерно в четверти случаев коммерческие службы «сработали лучше». Не подлежит сомнению, однако, что нишей для библиотечного справочного обслуживания окажется надежное и добросовестное обслуживание. В океане безличной информации, за которую не ясно кто несет ответственность, заполняющей Интернет, традиционно ответственные библиотечные службы должны найти свое место.
Источник: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=71 |