Круг рассматриваемых вопросов
Руководство содержит информацию об услугах и деятельности публичных библиотек, основанных на ИТ, помогающих детям развивать положительное отношение к обучению, что совпадает с целью программы “электронная Европа” и помогает гуманистическому развитию детей, способных найти свое место в обществе, укрепляя гражданственность и чувство социальности.
Составляющие политики
Дети нуждаются в услугах, способствующих их развитию в следующих направлениях: интеллектуальном и эмоциональном, языковом, социальном, формировании познавательных и моторных навыков. Публичные библиотеки могут способствовать этому развитию, делая этот процесс приятным для детей. Они могут дать детям возможность развивать социальные навыки, интерес к литературе и искусству приобретать эстетический вкус.
В число основных навыков на заседании Совета Европы в Лиссабоне в 2000 году были включены навыки владения ИТ, иностранными языками, навыки в предпринимательстве и социальные навыки. Имеется необходимость дальнейшего развития услуг для детей, основанных на ИТ, включая те, которые способствуют положительному отношению к процессу обучения.
Для этого необходимо эффективное сотрудничество публичных библиотек и других организаций местного уровня. Хотя публичные библиотеки, архивы и музеи вее более и более рассматриваются в качестве составной части сетевых ресурсов, поддерживающих образование, большее вовлечение в вопросы, связанные с разработкой образовательных программ могло бы дать библиотекам, музеям и архивам шанс выработать более тесную стратегию сотрудничества в поддержку школьного образования.
Полезные практические рекомендации
Услуги могут предоставляться в библиотеке, в онлайновом режиме посредством Web-сайтов и других цифровых ресурсов сети. Сервис может быть разработан самой библиотекой или в сотрудничестве с другими публичными библиотеками, учреждениями культуры и образования для создания эффективной поддержки формального и неформального образования на всех уровнях, включая дистанционное обучение, посредством предоставления коллекций и ресурсов. В состав группы клиентов детского обслуживания публичной библиотеки входят сами дети, их родители, наставники и родственники.
Публичные библиотеки могут предоставлять: помещения для проведения встреч для местных организаций, имеющих непосредственную связь со школами, родителями и другими общественными группами;
сетевое образовательное пространство для стимулирования и обеспечения развития навыков непрерывного образования и чтения, а также умений в области ИТ, которое может распространяться на школы, частные дома и фактически в любое другое место, посредством сетевых технологий;
усовершенствованные технологии подготовки домашнего задания;
модели совместного отдыха детей и родителей, включающие книги, компьютеры и ИТ, музыку, театр, кино и другие виды культуры;
важный вклад в развитие всех видов грамотности, а именно: функциональную, компьютерную, визуальную и информационную;
поддержку социального включения и развитой культурной идентификации;
Планы на будущее
Организации, ответственные за разработку политики в этой области, профессиональные организации, публичные библиотеки, музеи, архивы, школы и другие культурные и образовательные учреждения должны объединяться с тем, чтобы перейти на следующую стадию развития в области работы с детьми в преддверии создания интеллектуального и просвещенного общества.
КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ
Проблемы, рассматриваемые в данном руководстве, включают: Предоставляемые услуги
Категории пользователей
Дети со специальными потребностями
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИКИ
Данное руководство содержит информацию об услугах и деятельности публичных библиотек, основанных на ИТ, помогающих детям развивать положительное отношение к обучению, что совпадает с целью программы “электронная Европа” и помогает гуманистическому развитию детей, способных найти свое место в обществе, укрепляя гражданственность и чувство социальности.
Конвенция по правам ребенка (Convention on the Rights of the Child) гласит: “Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе...” а также “Ребенок должен иметь право на свободу самовыражения; что должно включать свободу поиска, получения и передачи информации и идей всевозможных видов, независимо от государственных границ, как в устном, так и в письменном или печатном виде, или в форме различных видов искусства, или посредством каких-либо других средств массовой информации, в зависимости от выбора ребенка”.
Публичные библиотеки как учреждения, способствующие социальному включению, должны обеспечивать детям доступ вне зависимости от их возраста, финансового обеспечения, происхождения, пола, национальности, места проживания или специальных потребностей.
Дети нуждаются в услугах, способствующих их развитию в следующих направлениях: интеллектуальном и эмоциональном, языковом, социальном, формировании познавательных и моторных навыков. Публичные библиотеки могут способствовать этому развитию, делая этот процесс приятным для детей. Они могут дать детям возможность развивать социальные навыки и интерес к литературе и искусству, а также возможность приобретения эстетического вкуса .
Публичные библиотеки играют важную роль в развитии читаемости среди детей в то время когда вокруг так много конкурирующих соблазнов и стимулов. Кажется ни у кого не вызывает сомнения, что раннее ознакомление с книгой помогает детям развить интерес к чтению. Многие полагают, что первые 2 года жизни играют наиболее существенную роль в развитии ребенка. 75% развития мозга происходит в период между рождением и возрастом в 2 года. Очень важно учитывать данный фактор всем совместно работающим в соответствующей области организациям.
В число основных навыков на заседании Совета Европы в Лиссабоне в 2000 году были включены навыки владения ИТ, и иностранным языком, технологической культуры, предпринимательства и социальные навыки. Имеется необходимость дальнейшего развития, основанных на ИТ услуг, ориентированных на детей, для того, чтобы выработать положительную установку на процесс учения, развивая информационные и аналитические навыки.
Позиция публичных библиотек как организаций, обладающих привилегированными связями с местными органами власти, образовательными и культурными учреждениями предоставляет им возможность для резкого увеличения своей роли в поддержке школьной образовательной систем и программы образования. страны, регионы и местные сообщества, в особенности сельские или территориально отдаленные поселения с низкими показателями выхода в Интернет, те места в которых школьные библиотеки нуждаются в ресурсах для поддержки образовательного процесса и помощи в подготовке школьниками домашнего задания могут в большей степени опираться на помощь публичных библиотек в вопросах ориентировки, обеспечения информационной поддержки и доступа к ресурсам, которые невозможно получить другими способами.
Как основные места контактов и встреч местного населения публичные библиотеки очень удачно расположены с тем, чтобы распознавать и выявлять существующие и потенциальные информационные и образовательные потребности читателей. Они есть и всегда были распространителями информации. За последние годы публичные библиотеки начали активно содействовать развитию местной инфрастуктуры и оказывать помощь пользователям при получении востребованных специальностей, что можно использовать в развитии и совершенствовании новых услуг, поддерживающих образование на всех уровнях.
Для этого необходимо эффективное сотрудничество публичных библиотек и других организаций местного уровня. Большее вовлечение профессиональных организаций в обсуждении образовательных программ могло бы дать публичным библиотекам, музеям, и архивам шанс на создание стратегии более тесного сотрудничества в поддержку образования.
Хотя публичные библиотеки, архивы и музеи являются учреждениями-хранителями информации и должны входить в сетевой ресурс поддержки образования, иногда эти организации действуют изолированно друг от друга. Необходимо определенное усилие, чтобы связать воедино эти учреждения культуры, для того, чтобы соответствовать новым образовательным стандартам построения интеллектуального общества.
ПОЛЕЗНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Страны с более успешным внедрением сервиса для детей, основанного на использовании ИТ не представляют собой какую-либо географическую закономерность. Их объединяет лишь острое чувство долга и национальная политика по борьбе с неграмотностью, осознание необходимости развития читаемости и творческое использование существующей инфраструктуры ИТ. Публичные библиотеки в данных странах часто сотрудничают и координируют свою деятельность при осуществлении широких, национальных проектов.
Обслуживание и мероприятия для детей могут проходить:
в библиотеке
в онлайновом режиме через Web-сайты
посредством возможностей других цифровых сетей
Сервис может быть разработан самой библиотекой или в сотрудничестве с другими публичными библиотеками, учреждениями культуры и образования. Сотрудничество местных организиций-хранителей общественной памяти (библиотек, музеев и архивов) может стать эффективным инструментом поддержки формального образования на всех уровнях, включая дистанционное обучение, посредством совместного использования информации и ресурсов, пользуясь преимуществами ИТ.
Библиотеки, архивы и другие учреждения культуры, предоставляющие услуги на местном уровне, работая совместно с образовательными заведениями также должны разработать совместный план действий, включающий утверждение минимального списка совместно разрабатываемых услуг и ресурсов. Межведомственные проекты по ИТ и подобные мероприятия с большей вероятностью найдут финансовую поддержку, поскольку они четко ориентированы на наиболее эффективное использование общественных ресурсов.
Предоставляемые услуги
Публичные библиотеки могут предоставлять: помещения для проведения встреч местными организациями, имеющими непосредственную связь со школами, родителями и другими общественными группами, способствующих развитию партнерства в вопросах достижения целенаправленного подхода к обслуживанию детей их родителей или наставников;
сетевое образовательное пространство для стимулирования и обеспечения развития навыков непрерывного образования и чтения, а также умений в области ИТ, которое может распространяться на школы, частные дома и фактически в любое место, посредством Сетевых ресурсов для детей, родителей или наставников;
усовершенствованные технологии подготовки домашнего задания;
модели совместного отдыха детей и родителей, включающие книги, компьютеры и ИТ, музыку, театр, кино и другие виды культуры, повышающие возможность более конструктивного использования свободного времени. Конструкторское решение в отношении обустройства помещений библиотеки должно учитывать вопросы, как комфорта, так и безопасности;
важный вклад в развитие всех видов грамотности, а именно: функциональную - посредством книг и чтения на Web-сайтах, например, рассказов в электронном формате;
компьютерную - через ознакомление с основанными на ИТ услугами, рассчитанных на детей, к примеру, умение ориентироваться в Сети, включающее навыки быстрого просматривания и поиска информации, а также оценки содержания и важности информации Web-сайта;
визуальную - посредством компьютерных баннеров, рекламных иллюстраций и других изображений;
информационную - газеты, ТВ и радио, включая доступ посредством Сети; предоставление в сотрудничестве с образовательными учреждениями пакета обучающих ресурсов: библиотеки предлагают совместно разработанные сетевые разработки и директории необходимых ресурсов, а также пакет образовательных и обучающих программ местного характера в поддержку национальных или локальных образовательных программ;
поддержку программ социального включения, учитывая многокультурный и многоязыковой аспект в деятельности и содержании своих проектов, включая программы обслуживания, рассчитанные на детей-инвалидов;
укрепление национального самосознания, развивая чувство гражданственности и культурного самоопределения, предоставляя детям информацию об их национальных корнях. Категории пользователей услуг, ориентированных на детей Дети - одна из основных групп пользователей публичной библиотеки, библиотека несет ответственность перед всем местным детским населением, а не только перед детьми, которые в настоящее время являются ее пользователями. Развитие сервиса должно рекламироваться и определяться исходя из потребностей всей детской части населения;
Родители и наставники, все те, кто несет ответственность за воспитание и образование детей, также составляют приоритет в направленности данного вида обслуживания. Взаимодействие с ними очень важно для развития услуг, на деле отвечающим потребностям детей, и помощь им может оказываться в форме информационной и консультационной поддержки, предоставляемой посредством Сетевого пространства. Дети младшего возраста при посещении библиотеки или работе на домашнем компьютере нуждаются в помощи родителей, наставников или учителей: в данном случае если сервис привлекателен для обеих сторон, он скорее приобретет популярность и успех.
Родители также представляют собой важную группу клиентов, которую можно привлекать чтением и инициативами развития грамотности - библиотеки могут предоставлять услуги, которые рассчитаны как на детей, так и на их родителей, бабушек и дедушек. Они должны признать важность семейного участия в развитии грамотности детей. Чтобы заслужить семейное доверие по отношению к детскому обслуживанию, сотрудники библиотеки должны тесно сотрудничать со специалистами по вопросам детского развития и удостовериться в том, что их разнообразие их услуг соответствуют различным этапам детского развития, а также потребностям семейного воспитания.
Дети со специальными потребностями
Публичные библиотеки могут играть важную роль в предоставлении услуг тем, кто страдает определенными физическими недостатками, трудно поддается обучению, имеет проблемы поведенческого, социального или культурного характера, нуждается в специальном языке, имеет недостаточную образованность или финансовое обеспечение путем предоставления услуг Сети, основанных на использовании ИТ как в помещении самой библиотеки, так и рассчитанных на дистанционное использование.
В сельской местности или территориально удаленных регионах, с отсутствием или недостаточным наличием средств для оказания помощи как детям, так и их семьям, публичные библиотеки могут играть важную роль в качестве опоры детского развития и семейного воспитания обеспечивая доступ к ресурсам образования и досуга посредством ИТ.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Работники публичной библиотеки путем обучения и приобретения опыта должны повышать свой образовательный уровень, развивать навыки работы с ИТ с тем, чтобы быть способными удовлетворить потребности детей и сотрудничать с учреждениями дошкольного воспитания и начальной школы.
Библиотекам придется включить в свой штат людей с соответствующим профессиональным образованием и опытом, например, учителей начальной школы, воспитателей и т.д. Придется больше обращаться за советом к родителям и наставникам детей для консультаций по вопросам развития и предоставления библиотечных услуг.
Инвестиции в развитие сервиса ИТ, рассчитанного по содержанию на детей до шести лет ниже по сравнению с другими возрастными группами. Публичные библиотеки могут восполнить данный пробел, способствуя развития навыков использования ИТ. Вместе со школами им необходимо разрабатывать инструменты и сервис для детей. Возникла потребность заново подойти к вопросу детского обслуживания вообще и в особенности основанного на ИТ, включая детей из неблагополучных семей и инвалидов.
Организации, формирующие политику в данной области, профессиональные организации, публичные библиотеки, музеи, архивы, школы и другие культурные и образовательные учреждения должны объединяться с тем, чтобы перейти на следующую стадию развития в области детского обслуживания в преддверии создания интеллектуального и просвещенного общества. Имеется потребность в создании национальной политики, способствующей развитию инфраструктуры образования и общей установки на образованность, опираясь на возможности и услуги, предлагаемые публичными библиотеками.
ССЫЛКИ
Включенные ссылки посвящены современным услугам, основанным на ИТ для детей до 13 лет
Болгария
Муниципальная библиотека “Dora Gabe”
Библиотечный проект направленный на ознакомление детей с возможностями всемирной Сети, вместе с тем, защищая их от ее негативного влияния
http://www.libdgabe.dobrich.net
Германия
“InfoPlanet”
Виртуальная библиотека для детей созданная на основе проекта CHILIAS финансированного программой ЕС “Тематика для библиотек”
http://www.stuttgart.de/chilias/
Нидерланды
Публичная библиотека г. Ассен Web-сайт предназначенный для самостоятельной работы учащихся, стимулирующий их на познание нового: пример успешного партнерства с образовательными организациями в поддержку программы Сетевого образования
http://www.bibliotheekassen.nl/jongeren/frkennisnetckv.htm
Публичная библиотека г. Гаага
Проекты, предназначенные специально для детей с целью развития их интереса к чтению, работая в Сети проекта “Фантазия” и т. д.
http://www.mijnstempel.nl
http://www.fantasia.nl
http://www.leesplein.nl
Начальное чтение
Метод, называемый “Boekenpret”, вводится в программы дошкольного и младшего школьного образования с целью увеличения развития основных языковых и учебных навыков, имеющий особенную эффективность в отношении семей как местного населения, так и иммигрантов, не имеющих традиций и привычки к чтению.
http://www.lezen.nl
NBLC
Web-сайт предоставляет школьникам, студентам, родителям и учителям всевозможные виды материалов для внеклассной работы. Пример успешного сотрудничества между профессиональными библиотечными органами, публичными библиотеками и правительством, начатый с участия 20 публичных библиотек в правительственном экспериментальном проекте
http://www.kennisnet.nl/
Роттердамская публичная библиотека
Web-сайт направленный на помощь и стимулирование работы учащихся, не имеющих склонности к чтению: пример партнерства с образовательными учреждениями с целью помощи учащимся со специальными потребностями в успешном освоении программы обязательного образования.
http://b-wise.bibliotheek.rotterdam.nl
Норвегия
Troll I ord (“Слова сбываются”)
Совместный проект, показывающий пример сотрудничества между публичными библиотеками и обществом, направленный на развитие чтения, в особенности среди детей и подростков.
http://www.trolliord.org/
Публичная библиотека г. Аустевол
Web-сайт местной библиотеки, созданный муниципалитетом г. Аустеволл, на котором дети и взрослые могут узнать больше о своей местности и обществе.
http://www.hordaland.org/austevoll/
Харамская публичная библиотека
Web-сайт в помогающий учащимся в поиске ресурсов Сети, написания докладов, созданный на основе потребности в объединении публичных и школьных библиотек как путь к оптимальному использованию ресурсов.
http://www.haram.folkebibl.no/prosjekt
Португалия Проект для детей - Родители и их сыновья в построении будущего
Нацелен на развитие чтения, детского творчества и воображения; способствует созданию хороших отношений между родителями и их сыновьями; повышает роль библиотек как места для обмена информацией и опытом на темы, связанные с детством; помогает созданию хороших отношений между родителями и теми специалистами, которые работают с детьми; продвигает идею равенства возможностей.
http://www.cm-oeiras.pt
Публичная библиотека Vila Franca de Xira
Web-сайт, созданный при помощи незначительных средств, способствующий продвижению обучения и чтения среди маленьких детей, вместе с этим развивая их навыки работы с ИТ. Также предлагает определенные советы для родителей и наставников детей.
http://www.bib-municipal-vila-franca-xira.rcts.pt/
Словения Pionirska knjiznica
Web-сайт, управляемый основной детской библиотекой Словении, направленный на развитие детского чтения. На сайте дети могут обсуждать книги, которые они прочитали, и обмениваться мнениями с целью дальнейшего чтения. Пример сотрудничества между библиотеками и школами.
http://www.bralnaznacka.com/
PIONIRSKA KNJIZNICA
Сетевая книжная викторина (доступная также в других форматах) стимулирует в детях познания своего региона (географии, истории, этнологии и т.д.) вместе с чтением классиков Словенской литературы. Хороший пример использования ИТ с целью развития осведомленности в вопросах культуры вместе с развитем навыков работы с ИТ, компьютерной грамотности, чтения и социального включения (например, Словенских меньшинств и детей Словенских эмигрантов).
http://www.lj-oz.sik.si/kviz/
Швеция Публичная библиотека г. Кальмар
Первая библиотека в Швеции, которая предлагает вместе с Университетом г. Кальмар образовательные программы по вопросам применения ИТ для библиотекарей.
http://www.hik.se/
Великобритания
Информационные и библиотечные услуги г. Бирмингем
Совместно разработанный, привлекательный Web-сайт созданный с целью развития радости чтения, а также чтения и письма, управляемый несколькими различными библиотечными службами. Здесь дети могут читать рассказы, отправлять электронные письма авторам, писать рецензии, играть в словесные игры и участвовать в конкурсах чтения.
http://storiesfromtheweb.org
Национальный фонд грамотности
Web-сайт программы национального фонда грамотности предлагающий информацию по вопросам развития грамотности, включающую государственную политику, практические предложения и инициативы, исследования, статистику и ресурсы, распределенные по секциям (ранние годы, начальное образование, родители, библиотеки и т. д.)
http://www.literacytrust.org.uk/
Программа “Фонд новых возможностей”, направленная на перевод документов в цифровой формат. Программа предоставляет уникальную модель создания современных онлайновых учебных ресурсов, собирая вместе партнерства представляющие общественный и добровольческий сектора, местные органы власти, библиотеки и архивы, музеи, сферы среднего специального и высшего образования, а также частного сектора. Материал направлен преимущественно на пользователей публичных библиотек работающих в “Народной Сети” (Peoples Network (PN)) и на школы посредством “Национальной схемы обучения” (National Grid for Learning (NGfL)). Это часть более широкой инициативы “Фонда новых возможностей” по ИТ направленная на подготовку работников публичных и школьных библиотек, а также учителей школ и на поддержку затрат по инфраструктуре.
http://www.nof-digitise.org/
“Остров сокровищ”
Web-сайт интерактивных игр, направленный на развитие читаемости вместе с обучением детей навыкам ИТ, создан Отделом Великобритании по библиотечной Сети.
http://www.ukoln.ac.uk/services/treasure/
Библиотеки Вестминстера
Web-страничка содержащая ссылки на услуги по развитию мотивации к чтению.
http://www.westminster.gov.uk/libraries/children/books.cfm
Web-страничка содержащая ссылки на услуги, помогающие в подготовке домашнего задания.
http://www.westminster.gov.uk/libraries/children/homeworksites.cfm