Зачем школьной библиотеке компьютер?
Юрий Артемов,
зав. отделом компьютеризации Государственной научно-педагогической библиотеки Украины им. В.А. Сухомлинского, кандидат технических наук
В статье обсуждаются проблемы компьютеризации школьных библиотек как составляющей части процесса модернизации системы образования. Должен ли быть компьютер в школьной библиотеке только средством автоматизации труда школьного библиотекаря или же основой для создания школьного информационного центра? Исходя из интересов учебно-воспитательного процесса, вторая задача является приоритетной. Однако этот вопрос лучше всего решать непосредственно школам, в каждом конкретном случае сообразуясь со своими собственными потребностями и наличествующими ресурсами.
Найти ответ на этот, казалось бы, элементарный вопрос сейчас как никогда актуально в связи с массовым поступлением компьютерной техники в школы Украины. К сожалению, в школьные библиотеки эта техника практически не попадает. Библиотекарям приходится доказывать необходимость компьютеризации школьных библиотек, но не всегда это удается, ибо удовлетворительного ответа на вопрос – зачем школьной библиотеке компьютер – нет. Есть мнения.
Согласно одному из них, компьютер в школьной, как и во всякой иной библиотеке, нужен для автоматизации библиотечных процессов: комплектования, каталогизации, книговыдачи, администрирования баз данных и т.п. При этом главным считается создание адекватной автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС).
На самом деле АБИС системой не является. Это всего лишь программный инструментарий, с помощью которого создаются реальные библиотечные системы. Необходимо приложить немало усилий для того, чтобы возникла истинная автоматизированная школьная библиотечная система со своим специализированным программным, техническим, информационным и организационным обеспечением.
Что касается специализированного программного и технического обеспечения (компьютеров), то здесь дело ясное. Их всегда можно купить. Хуже обстоит дело с информационным обеспечением. Его в нашей стране приходится делать самостоятельно силами библиотеки и для каждой библиотеки в отдельности потому, что в отличие от большинства развитых стран у нас отсутствуют соответствующие центры, оказывающие библиотекам необходимые услуги. Если речь идет о крупной университетской библиотеке, то проблем с адаптацией программного и созданием информационного обеспечения, как правило, не возникает. Но, если говорить о школьной библиотеке, где работает один библиотекарь, и то зачастую на половину ставки, то проблемы могут вырасти до непреодолимых размеров.
Тем не менее, вопрос о специализированной АБИС для школ постоянно ставится на повестку дня. Высказываются даже мысли относительно того, что такими системами должны быть оснащены не только школьные библиотеки, но и методкабинеты муниципальных (районных, окружных) административных управлений образования.
Более того, в России уже создана и активно распространяется автоматизированная информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек (АИАС «Школьная библиотека») . Она разработана на основе «Инструкции об учете библиотечного фонда», которая введена в действие приказом Министра культуры Российской Федерации в 2002 году. АИАС «Школьная библиотека» предназначена для комплексной автоматизации повседневной деятельности школьных библиотек, включая процессы учета библиотечного фонда, организации работы библиотек с пользователями и другими библиотеками, оценки состояния библиотечного фонда, определения потребности библиотеки в новых поступлениях, изучения читательского спроса, а также планирования работы библиотек на перспективу.
Согласно другому мнению, компьютер необходим школьной библиотеке для организации в школе современного информационного центра. Это, в основном, связано с двумя аспектами.
Во-первых, в мире появились и широко распространяются учебные пособия и материалы на новых, так называемых мультимедийных, носителях, где благодаря цифровому представлению информации удалось объединить текст, богатую цветную графику и анимацию на CD и DVD-дисках. В школьной практике появляются он-лайновые учебные программы и всевозможные тренажеры. Учащиеся с удовольствием пользуются этими средствами для углубленного изучения школьных предметов и индивидуального приобретения необходимых навыков. Это повышает мотивацию к учебе, способствует реализации новых парадигматических изменений в системе образования: индивидуализации и гуманизации процесса обучения.
Во-вторых, реалии современного мира требуют, чтобы каждый ученик умел искать и находить в мировом информационном пространстве как можно более полную информацию по интересующему его вопросу с тем, чтобы глубоко изучить предлагаемый материал и выработать собственное мнение. Это во взрослой жизни поможет ему стать полноправным гражданином постиндустриального информационного общества. Для этого библиотекари проводят специальные уроки в школе, развивая у учеников необходимые навыки и прививая им вкус к информационной работе.
Но и учитель должен иметь возможность доступа к мировым информационным ресурсам. Он должен уметь пользоваться электронными каталогами крупных публичных и научных библиотек, базами данных в Интернете. Для этого школьные библиотеки становятся абонентами электронных каталогов крупных библиотек, подписываются на электронные журналы, телеконференции и базы данных. Интернет и медиатеки в развитых странах давно уже стали неотъемлемой частью школьной библиотеки.
В целом такие преобразования способствуют реализации принципиально новых школьных технологий, идей дистанционного обучения, открытого и непрерывного образования, получающих в последнее время широкое распространение в мире.
При этом упор делается на изменении роли библиотекаря и уровня его профессиональной подготовки. Именно этой проблеме посвящено большинство публикаций по вопросам реформирования системы работы школьных библиотек в развитых странах. Некоторое время в зарубежной прессе шла активная дискуссия по вопросу специализации «библиотекарь-медиаспециалист» и «библиотекарь-педагог-медиаспециалист». Сейчас ряд зарубежных ассоциаций школьных библиотекарей уже принял соответствующие стандарты, определяющие роль и специализацию школьных библиотекарей в условиях компьютеризации школьных библиотек .
Так что же такое компьютер в школьной библиотеке: средство автоматизации труда школьного библиотекаря или составляющая часть информационного центра?
Другими словами, возможен ли современный информационный центр в школе без компьютера ? Нужен ли современной школе современный информационный центр, служащий как интересам школьников, так и потребностям учителей?
Ответ на два последних вопроса совершенно очевиден. Что касается первого вопроса, то на него пока трудно дать однозначный ответ. Является ли автоматизация процессов библиотечной деятельности в школах первоочередной? Этот вопрос лучше всего решать непосредственно школам, в каждом конкретном случае сообразуясь со своими собственными потребностями и наличествующими ресурсами. Ведь опыт показывает, что на первых порах в условиях обычной школы попытки автоматизации библиотечного труда ведут не к сокращению трудовых затрат, а, наоборот, к их стремительному увеличению.
Особый интерес в условиях Украины приобретает вопрос использования компьютеров в связи с поставкой в школы компьютерных классов. Такие классы представляют собой десяток персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть. К ним прилагается или предполагается прилагать в соответствии с новой программой обеспечения общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений современными средствами обучения по естественно-математическим и технологическим дисциплинам некоторое количество CD-дисков. С ростом количества CD-дисков при компьютерном классе может образоваться своего рода медиатека. Такие медиатеки, естественно, будут находиться в распоряжении учителей информатики.
В то же время компьютеры с СD/DVD-дисками в конце концов начнут поступать и в школьные библиотеки, придет туда и Интернет. Следовательно, и там будут образовываться свои медиатеки. Это неизбежный мировой процесс. В результате можно будет встретиться с тремя следующими модельными ситуациями:
• компьютерный класс и персональные компьютеры в библиотеке существуют независимо друг от друга;
• компьютерный класс используется в первой половине дня для проведения уроков, а во второй – как составляющая часть библиотеки;
• в школе существует единый информационный центр – при библиотеке.
В первой ситуации в школе возникнут два информационных центра: один, узко специализированный, при кабинете информатики, и второй – при библиотеке, т.е. по сути – ни одного. Более того, компьютерный класс во второй половине дня будет либо простаивать, либо будет передан в аренду коммерческой организации, например, из Всеукраинской ассоциации компьютерных клубов (ВАКК). Благо, соответствующее решение уже имеется. В этом случае компьютерные классы на многие годы будут потеряны для реализации программ модернизации системы образования. Но более всего удивляет тот факт, что аудит информационного содержания (контента) компьютерных классов - участников соответствующего проекта согласно тому же решению возлагается на ВАКК. Это означает, что коммерческий интерес получит преобладающий перевес над интересами системы образования и воспитания молодого поколения украинских граждан.
Согласно второй модели (так называемый «шведский вариант») требуется выделить для библиотеки помещение в непосредственной близости от компьютерного класса – буквально за стеклянной стеной. Кроме того, вряд ли директор школы отдаст такую чувствительную сущность как компьютерный класс в руки одновременно двум хозяевам: библиотекарю и учителю информатики. Так что такой вариант, скорее всего, следует рассматривать как временный и нежизнеспособный.
Третий вариант является наиболее предпочтительным. Он предусматривает оптимальное использование персональных компьютеров в школе. Ведь только на уроках информатики предоставление ученикам персонального компьютера в составе компьютерного класса вполне оправдано. На уроках же естествознания, физики, географии персональный компьютер, скорее всего, будет отвлекать внимание учеников, провоцировать их на поступки, несовместимые с интересами урока и учебного материала. Для целей проведения урока скорее подошел бы CD/DVD-плеер и видеопроектор с большим экраном, на котором учитель мог бы демонстрировать учебный материал, давая по ходу урока соответствующие пояснения. Ведь урок – это предмет коллективного труда, а персональный компьютер потому и называется персональным, что он предназначен исключительно для индивидуальной работы. Но CD/DVD-плеер и видеопроектор с большим экраном – это пока дорогое удовольствие. Главное же, к сожалению, состоит в том, что в Украине к этому варианту ни психологически, ни профессионально не готовы ни учителя информатики, ни библиотекари. На Западе, в отличие от Украины, профессиональной переориентации школьных библиотекарей с этой целью уделяется очень большое внимание. Кроме того, самое главное на сегодняшний день то, что не готов национальный образовательный контент на CD/DVD-дисках, чтобы ради него ломать копья.
Потому следует ожидать, что в Украине в школах последовательно будут применяться все эти модели. Надо только, чтобы смены моделей происходили на принципах вариативности и толерантности. Чтобы лишь степень профессиональной и информационной готовности влияла на смену моделей, и чтобы никакие личные пристрастия и коммерческие интересы не препятствовали естественному ходу процесса. А для этого необходимо в Академии педагогических наук Украины и профессиональной прессе организовать на основах профессионализма, толерантности и открытости широкое обсуждение перспективных путей и методов компьютеризации школьных библиотек как составной части процесса модернизации системы образования.
Маршак Б.И. О том, что нужно сделать, чтобы школьные библиотеки забыли об автоматизации : Тезисы докладов Международной конференции «Крым-2004»
Информационно-внедренческий центр «Аверс», Автоматизированная информационно-аналитическая система "Школьная библиотека" — система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек, http://www.iicavers.ru./
Steven R Wisely, Library media: An integral part of the instructional program , Teacher Librarian Seattle: Oct 2003. Vol. 31, Iss. 1, p. 63
A vision for school libraries in Canada [excerpt]: Achieving Information Literacy: Standards for School Library Programs in Canada , School Libraries In Canada Ontario: 2003. Vol. 23, Iss. 1, p. 5-6
Lillian Carefoot, Student access to the school library , Teacher Librarian Seattle: Apr 2003. Vol. 30, Iss. 4, p. 69-71 (3 pp.)
School Library Standards for 21 st CenturyLearning. http://www.islma.org/ и др .
«Про затвердження Комплексної програми забезпечення загальноосвітніх, професійно-технічних і вищих навчальних закладів сучасними технічними засобами навчання з природничо-математичних і технологічних дисциплін », Постанова Кабінету Міністрів України від 13 липня 2004 р. №905
« Розвиток доступу до сучасних інформаційно-комунікаційних технологій населення України на основі партнерства між школами і комп'ютерними клубами в Україні» , Проект ПРООН, http://uacc.org.ua/ru/laws/93.html
Громова О.К. Анализ тенденций развития школьных библиотек в контексте модернизации образования, Газета “Библиотека в школе” Издательского дома “Первое сентября”, 2003 г . , Москва, Россия
Подписное агенство Идея Просмотр темы - №4/2004. Зачем школьной библиотеке компьютер?
Источник: http://www.idea.com.ua/forum/viewtopic.php?t=117&view=next&sid=b7b2e066aedcdafb01d4f9ca2ea5b718 |