Компьютерные технологии как новый ресурс школьной библиотеки
Попова Т. А.
Региональная общественная организация “Красноярская ассоциация работников школьных библиотек” г. Железногорск, Россия
Использование новых возможностей при решении проблем информатизации школьных библиотек. Опыт начального этапа компьютеризации и информатизации школьных библиотек г. Железногорска Красноярского края. Программа компьютеризации школы №103, компьютерные технологии как новый ресурс школьной библиотеки.
Информатизация школьных библиотек в г. Железногорске – дело энтузиастов: библиотекарей, методистов, директоров школ, – поскольку программа, принятая городскими властями, отодвигает решение на далекую перспективу. Поддержку в выработке концепции и оплате командировочных расходов, связанных с изучением методики, оказали фонды “Гражданская инициатива” (г. Железногорск) и “Международный центр развития – Железногорск”. За два года сделано немного, но наш опыт интересен тем, что это “инициатива снизу”, опирающаяся на новые возможности, такие как, проектирование деятельности, спонсорство, добровольчество. На нашем примере можно увидеть, чего можно добиться при большом желании, поскольку каких – то специальных условий и средств не было.
Мы исходили из того, что обеспечение доступа к образовательной информации учащимся школы и обучение работе с этой информацией – традиционно основная функция школьной библиотеки. В перспективе получение информации может быть только таким: наряду с книгой – персональный компьютер, локальные сети, глобальные сети. Сегодня это продиктованный всем ходом развития общества метод познания окружающего мира, где акцент переместился из материальной сферы в область получения, передачи, представления информации. Не отрицая значения “традиционных носителей информации”, дорогих сердцу библиотекаря книг, приходится признать, что школьная библиотека без компьютерных технологий, электронных носителей и доступа к Интернету при необычайно быстрой смене информации рискует превратиться в мало кому интересное собрание устаревших книг. Ведь не секрет, что существующее финансирование школьных библиотек не позволяет обновлять книжный фонд достаточно часто и в нужном количестве экземпляров, а также иметь подписку, полностью удовлетворяющую потребности наших читателей. Если бы вдруг это произошло, при существующем многообразии интересов и запросов читателей школьной библиотеки под ее хранилища потребовались бы такие площади, какие вряд ли может предоставить школа без вреда для учебного процесса.
Для школьной библиотеки информатизация – фактор выживания, т. к. использование компьютерных технологий предоставляет возможность справиться со сложностями роста и органично вписаться в современное информационное пространство. Когда – то наши читатели, экономя свое время, смогут на перемене вести поиск необходимого материала по каталогам других библиотек города, а позже региона и страны, ведь необходимость подключения российских школ к Интернет признана государством. По словам министра образования В. Филиппова “Интернетизация сегодня – приоритетная задача российского образования, мы должны выйти на системный проект в области интернетизации среднего образования”.
Понимая все это, коллектив школьных библиотекарей нашего города взялся за информатизацию школьных библиотек, можно сказать, на общественных началах. Вряд можно добиться успеха только на энтузиазме, но что это мощный катализатор процесса – уже проверено. Ведь библиотека – неотъемлемая часть школы, и работа начинается не на пустом месте. В школах свято выполняется программа информатизации, охватывающая учебно – воспитательный процесс, внеклассную работу, управленческую деятельность. У нас в городе в каждой школе есть как минимум один, а где – то два и три компьютерных класса, обязательный модем, электронная почта.
Идея информатизации школьных библиотек оказалась близка директорам школ. Опыт моего участия в Международных конференциях в Судаке “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества” в 2000 и 2001 годах показал, что полезные контакты, встречи с разработчиками позволяют открыть новые перспективы и возможности в библиотечно – информационной среде г. Железногорска.
По итогам Конференции в 2000 году состоялся семинар школьных библиотекарей, “Роль информационных технологий в деятельности школьной библиотеки”. Результаты и рекомендации семинара были поддержаны. Родилась общественная организация школьных библиотекарей, которая объявила своими целями обновление всех сфер деятельности школьных библиотек, использование новых технологий и поиск новых возможностей комплектования как традиционными, так и нетрадиционными носителями информации, введение инновационных преобразований в библиотеке за счет усиления информационно – образовательной функции.
Большое заблуждение – думать, что самое трудное в информатизации школьной библиотеки – это приобретение компьютеров и модемов. Однажды идея компьютеризации библиотеки овладевает руководителем, он принимает решение, деньги в этом случае обязательно находятся, приобретается дорогостоящее оборудование... а библиотекарь не готов к его использованию. И, уверяю вас, нет директора, который согласен ждать, когда его работник овладеет необходимыми навыками.
Проведенное анкетирование 25 школьных библиотекарей дало такую картину:
“имею навыки работы с компьютером” – 1 человек;
“имею начальные навыки работы с компьютером” – 2 человека;
“имею представление о работе с компьютером” – 1 человек; “не владею навыками работы с компьютером” – 21 человек.
При этом только немногие библиотекари указали, что “имеют доступ к компьютеру”. У остальных такой возможности не было. Большинство директоров школ были готовы обсуждать необходимость компьютера в библиотеке, но при условии, что библиотекарь умеет им пользоваться. Вот такой замкнутый круг был у нас поначалу.
Для сравнения – ответы 30 старшеклассников школ города:
“имею навыки работы с компьютером” – все;
“имею компьютер дома” – 11 человек;
“имеете ли свободный доступ к Интернету” -9 человек.
Эти данные не претендуют на научность, мы даже не ставили перед собой цель обеспечить репрезентативность исследования, но кое – какие выводы напрашиваются сами собой. Очевидно, что наши читатели – старшеклассники намного грамотнее нас во всем, что касается компьютеров, и что без их участия сложно будет справиться с большим объемом работы, например, при составлении электронного каталога. Если таким читателям не предоставить должную по объему, качеству и оперативности информацию, они обойдутся без библиотеки.
Первой заботой в городе стало обучение школьных библиотекарей. Помощь оказала методист по информационным технологиям Управления образованием В. А. Горбунова. В информационно – методическом центре Управления образованием она провела ряд семинаров по темам: “Начальные сведения о ПК. Знакомство с клавиатурой”. “Понятие файловой структуры. Создание рабочей папки документов. Работа с файлером”. “Текстовый редактор. Создание, сохранение, распечатка документов”. “Знакомство с электронными библиотечными каталогами и работа с ними”.
Конечно, таких семинаров для обучения, да еще при отсутствии компьютера на рабочем месте, совершенно недостаточно. Были даже сомнения в целесообразности этой работы. Но время показало, что усилия не были напрасны. Во – первых, был преодолен психологический барьер, почти что боязнь компьютера у библиотекарей – стажистов. Во – вторых, появились какие – то первоначальные знания, закрепился интерес и желание обучаться. В дальнейшем многие библиотекари искали и нашли возможность продолжить обучение. А главное, директора школ убедились в серьезности намерений своих подчиненных и начали оказывать поддержку.
Из публикаций в прессе известно, что для всех регионов страны характерна низкая компьютерная грамотность большинства школьных библиотекарей. Наш опыт свидетельствует, что эта проблема разрешима, но на обучение требуется длительное время, следовательно, организовать обучение важно на предварительном этапе компьютеризации. Подготовку кадров необходимо вести с опережением. Методисты по информационным технологиям и учителя информатики, конечно, откликнутся. Программное обеспечение школьной библиотеки еще совсем недавно было следующей по сложности головной болью после приобретения компьютера.
Ныне эта проблема благополучно решена. Появилась великолепная возможность получить в ГПНТБ России бесплатную версию интегрированной библиотечной системы ИРБИС. Придирчиво сравнив ее с другими библиотечными программами, мы пришли к мнению, что именно она наилучшим образом соответствует всем условиям школьной библиотеки:
как никакая другая программа, она соответствует потребностям школьной библиотеки и обеспечивает решение стоящих перед ней задач;
программа имеет дружественный интерфейс, удобна в работе;
формат данных, созданных в программе ИРБИС, легко конвертируется в любой другой формат. Т. е., экспортируя данные в другие библиотечные программы, используемые в городе;
на каком – то этапе возможно будет создание корпоративного каталога;
инструкция по работе с ПО сделана доступным библиотекарю языком, что очень важно, т. к. вряд ли скоро в школьных библиотеках появятся инженеры.
Очень привлекательна последняя версия ИРБИСа, представленная ГПНТБ, и, располагая деньгами, желательно приобретать именно ее. Но и ИРБИС-DOS для школьной библиотеки хорошо подходит. Во всяком случае, какова бы ни была версия, можно со всей ответственностью сказать, что программное обеспечение школьной библиотеки, в полной мере удовлетворяющее ее потребностям, существует в виде программы ИРБИС, и оно доступно всем желающим.
С чем же в дальнейшем столкнется школьный библиотекарь, благополучно сделавший два серьезных шага: он научился работать на компьютере и добыл этот самый компьютер? Не надо заблуждаться на предмет того, что компьютеризация немедленно облегчит его участь. На первом этапе нагрузка неизмеримо вырастет, т. к. предполагается большой объем первоначальной работы по созданию базы данных. Книжные фонды школьных библиотек в нашем городе составляют от 10 до 20 тыс. экземпляров, плюс периодика.
Увеличение количества ставок в школьной библиотеке не предусмотрено. Так целесообразно ли взваливать на себя такое бремя? На этот вопрос каждый ищет свой ответ самостоятельно. На то мы и профессионалы, чтобы болеть душой за читателя и его интересы. Очевидна необходимость помощи со стороны учащихся – добровольцев. И, вне всякого сомнения, решение проблемы зависит напрямую от отношения к ней директора школы.
Приведу в пример только одну из школ нашего города – лицей № 103, где директором Елена Николаевна Дубровская. В крае и в стране лицей известен как “Школа радости”. Здесь реализуется уже вторая программа “Компьютеризация школы №103, информатизация обучения и управление деятельностью коллектива учеников и учителей на 1997 – 2005 годы”, первая охватывала период 1993–1996 годы.
Информатизация образования осуществляется в школе в следующих направлениях:
совершенствование имеющейся технической базы работы с информацией;
изменение организации учебного процесса, характера деятельности учения и преподавания на основе этой технической базы; рационализация деятельности управленческих структур.
В школе удачно отработана главнейшая задача – найти и заставить работать механизмы привлечения средств в сферу информатизации школы. Из разных источников финансирования обеспечивается постоянное улучшение материально – технического обеспечения.
Данная программа, как и предшествующая, ставит целью формирования у выпускников восприятия мира, как единого информационного пространства, умения применять современные информационные технологии в различных видах деятельности и позволяет реализовать переход системы образования от унитарного к образованию по выбору, обеспечивает учащемуся право на продвижение по “собственной образовательной траектории”.
Программа предусматривает участие в учебных телекоммуникационных проектах и телеконференциях и другую деятельность. Библиотека лицея (в недалеком будущем, надеемся, медиатека)- активный участник программы. В перспективе она будет обеспечивать доставку информации для научной работы учащихся и учителей в электронном виде, поддерживать образовательный процесс.
Сегодня библиотека располагает компьютером “Pentium”, лазерным принтером, подключена к локальной сети лицея. К слову сказать, здесь есть и телевизор, и видеомагнитофон, а также большой ксерокс. Пока еще невелик объем информации нового вида, предоставляемой библиотекой. Это мультимедийные энциклопедии на оптических дисках, электронные интерактивные учебники фирмы “1С”, текстовые программы по различным предметам. Библиотекарь самостоятельно осваивает систему автоматизации библиотек ИРБИС. Начата работа над составлением электронного каталога. Обязательно описываются все новые поступления. Ретроспективная часть составила 1000 записей.
Ближайшая задача – автоматизация внутрибиблиотечных процессов. Хотя работа над каталогом далека от завершения, читатели имеют возможность обращаться к нему самостоятельно и таким образом получить новые навыки, необходимые им для работы в автоматизированных библиотеках.
Пока еще рано делать далеко идущие выводы, но первые шаги внушают оптимизм. Хотя уже обозначились сложности в работе, связанные с большими затратами времени и тем, что одного компьютера для библиотекаря и для читателей мало. Тем не менее, библиотекарь отмечает, что ЭК существенно повышает оперативность, полноту и точность предоставляемой информации. В городе существует, как я уже сказала, поэтапный план информатизации всей сети библиотек разных ведомств. Я уверена, что школьные библиотеки к своему этапу подойдут хорошо подготовленными. Вот таким неординарным путем решается большая и сложная проблема в нашем городе. Такое решение, вне всякого сомнения, имеет право на существование.
Источник: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec1121/Doc17.HTML |