Четвер, 14.11.2024, 21:16
Вітаємо на сайті САШБ! Гость | RSS

Славутицька асоціація шкільних бібліотекарів

Методична скарбничка бібліотечного фахівця

Головна » Статьи » Актуальні проблеми бібліотек » Інформатизація бібліотек

Реорганизация школьной библиотеки в библиотечно – информационный центр
Реорганизация школьной библиотеки в библиотечно – информационный центр – как территорию качественной и полезной информации
  
(из материалов семинара библиотечных работников г.Георгиевска Ставропольского края)
  
Крупецкая Т.М.
Руководитель БИЦ МОУ СОШ №29
  
В воспитании современного гражданина нужно ориентироваться на человека самостоятельно и критически мыслящего. Российское общество от общества индустриального постепенно перемещается к обществу информационному. Не отказываясь от традиционных форм пропаганды книги, библиотеки сегодня должны сознательно расширить свои функции и одним из путей совершенствования работы является переориентация деятельности. Компьютеры, электронные каталоги, АИБС, Интернет – все казалось далеким будущим. С чего начинать автоматизацию библиотеки?
  
У нас все началось с Всероссийского конкурса «БиблиОбраз».
  
Специалистами Ставропольской краевой детской библиотеки имени А.Е.Екимцева и Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования разработана и решением коллегии Министерства культуры Ставропольского края от 17 декабря 2004 года утверждена «Концепция библиотечного обслуживания детей в Ставропольском крае (2005-2015 гг.)».
  
«В основных стратегических направлениях развития библиотечного обслуживания детей в крае школьным библиотекам в ближайшие 10 лет предстоит развиваться, прежде всего, как информационные библиотечные центры и библиотеки, медиатеки, функционирующие как традиционная библиотека с элементами медиатеки.» Перед библиотекой МОУ СОШ № 29 г. Георгиевска еще в 2004 году стал вопрос: «Оставаться библиотекой, выполняющей традиционные библиотечные функции или выйти на новый уровень, подтвердить звание финалиста Всероссийского конкурса школьных библиотек «БиблиОбраз», оправдать поддержку и доверие Министерства Образования Ставропольского края ».
  
С 1 октября 2004 года в нашей школе действует обновленное структурное подразделение – библиотечно – информационный центр (БИЦ). Именно БИЦ, где на первом месте остается библиотека. Благодаря полученному гранту в 600 тысяч рублей поставлено современное оборудование: компьютерные рабочие места читателей, проекционная и копировальная аппаратура, удобная библиотечная мебель. Расширена площадь с выделением медиакабинета, утверждено новое штатное расписание, увеличена продолжительность рабочего времени, богатый фонд библиотеки усилен медиафондом.
  
Книга и экран монитора дополняют и обогащают, а не заменяют друг друга, развивают логическое мышление и художественный вкус. Библиотечно - информационный центр с книжными и электронными носителями, в сочетании с профессионализмом библиотечных работников готов стать импульсом к развитию и реформированию всего образовательного учреждения.
  
БИЦ – это как раз тот вариант модернизации, который в настоящее время доступен и полезен нашим пользователям. Потребности педагогов и учащихся в библиотечно – нформационном центре достаточно велики. Об этом говорят итоги первого проработанного года количество посещений за год возросло на 3376 раз; выдано количество фонда больше на 7068 единиц; количество пользователей увеличилось на 104 человека. Медиа-кабинет общедоступен для всех пользователей, которым предоставлен фонд библиотечно – информационного центра: отраслевая и художественная литература - 8846 экз. учебная литература -32777 экз. журналы - 1055 экз. мультимедийные издания - 300 экз.
  
Единого рецепта модернизации не существует, каждый ориентируется на свои индивидуальные условия. Мы составили «Концепцию развития библиотечно – информационного центра», «Программу реорганизации библиотеки в БИЦ – как территорию качественной информации и единого информационного пространства МОУ СОШ №29».
  
Представляем вашему вниманию этапы программы реорганизации:
  
1. Формирующий этап 2003- 2004 г.г.
  
2. Основной организационный этап 2004- 2005 г.г.
  
3. Этап внедрения и коррекции 2006- 2007 г.г.
  
В России есть опыт реорганизации школьных библиотек, благодаря профессиональной печати мы ознакомились с опытом работы республики Саха (Якутия), Красноярска, Лесосибирска, Астрахани, Барнаула, Пскова и других.
  
Основные направления программы:
  
1. Создание нормативной базы БИЦ;
2. Создание материально – технических и кадровых условий;
3. Реклама БИЦ. Привлечение пользователей;
4. Формирование информационных ресурсов и организация доступа к ним;
5. Этап автоматизации библиотечных процессов
  
1.Формирующий этап (подготовительный)
  
разработана нормативно – правовая база БИЦ
  
созданы кадровые условия.
  
штатное расписание БИЦ
руководитель 1 ставка – 15 разряд
заведующий библиотекой – 1 ставка – 13 разряд
библиотекарь – 1 ставка
инженер – программист – 1 ставка
методист – 2 ставки
  
Проведена курсовая подготовка сотрудников как в Ставропольском институте повышения квалификации работников образования, так и в Московской Академии повышения квалификации. Курсы там подготовлены ГНПБ им.Ушинского под руководством Е.М. Зуевой. Я привезла незабываемые впечатления от современных интерьеров и оборудования медиатеки Британского совета, американского информационнго центра.
  
Главное в реорганизации материально – техническая база.
  
1. Оборудование помещения
2. Приобретение техники
3. Создание фонда медиаресурсов
4. Подключение Интернет
5. Телефон внешней и внутренней связи
  
Важным элементом организации работы является реклама и привлечение пользователей.
  
разработан и выполнен эскиз интерьерного баннера
рекламный стенд
информация о работе БИЦ печатается на страницах газеты «Школьная пора»
организованы экскурсии не только для учащихся и слушателей курсов ММЦ, но и для коллективного посещения родительскими собраниями, выпускников школы…
  
2. Организациооный этап. 2004- 2005 г.г.
  
Включение БИЦ в управленческую систему школы, является структурным подразделением школы, интегрированное в единое информационное пространство школы.
  
Задача БИЦ – отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса, использования всех имеющихся ресурсов.
  
БИЦ располагает
  
1. информационными ресурсами на бумажных носителях
2. информационные ресурсы на электронных носителях
3. Интернет ресурсы
4. электронные учебники на СД дисках
5. Справочники, энциклопедии, тесты и др.
6. Видеофильмы
  
Информационные ресурсы можно использовать в проектной деятельности на уроке в кружковой деятельности во внеклассной работе Фонд мультимедийных изданий комплектуется по всем отраслям знания, как и книжный, какие – то разделы представлены наиболее удачно, другие – менее.
  
В 2004-2005 году сотрудники БИЦ и созданная творческая группа «Смайлики» работали над созданием и пополнением «Информационной базы БИЦ».
  
Весь медиа и видеофонд мы внесли в каталоги «Мультимедийных изданий» и «Киноменю», они предложены пользователям в печатном и электронном виде. Сейчас готовится аннотированная и иллюстрированная версия для размещения каталогов на сайте школы. Образовательный потенциал напрямую связан с содержанием информации в Интернете. Такая информация весьма различна, она бывает как позитивного, так и негативного свойства. Решение этой проблемы мы частично взяли на себя, собирая материал о полезных и интересных сайтах.
  
Таким образом, созданный в школе БИЦ позволяет накопить и сделать легкодоступными громадные объемы учебно – методических материалов, обеспечить высокую наглядность, предоставить максимальную свободу выбора при обучении, организовать совместную работу взрослых и детей. Эффективность такой работы наблюдается в период подготовки старшеклассников к участию в городских и краевых олимпиадах, когда учащиеся использовали медиафонд в подготовке.
  
Считаем, что такая работа сказалась и на высоких показателях участия школы в олимпиадах, как на уровне города, так и края.
  
Наших учащихся мы информируем о проведении различных конкурсов и помогаем добиваться высоких результатов. У нас есть победители конкурса «Старт в науку», «Интеллект будущего», один из выпускников победил в конкурсе Аграрного университета и получил приглашение на бюджетное место вне конкурса. Участие в конкурсах предполагает защиту творческих проектов в виде презентаций, что успешно выполняют наши учащиеся с помощью ресурсов БИЦ.
  
Пользователи получили возможность сканирования, копирования, что позволяет педагогам создавать замечательные презентации к урокам.
  
БИЦ обеспечивает самые разнообразные запросы внеклассной работы. Классные часы с видеопросмотром по наркомании, правилам дорожного движения, просмотры сказок перед литературными играми «Почитаем, поиграем», виртуальные экскурсии по музеям. В летнем лагере дети имели возможность прослушать медиабеседы по этикету, о заповедниках и др.
  
Работники БИЦ оказывают техническую и информационную поддержку школьному театру, совместная работа шла по подготовке смотра художественной самодеятельности посвященной Великой Отечественной войне. Материалы дисков по истории сделали сценарий наглядным, убедительным и трогательным.
 
3. Впереди этап внедрения и коррекции
  • развивать заложенные основы использования медиаресурсов в образовательной практике школы
  • составление комплексных планов работы
  • создание интегрированной образовательной программы «Информационная культура»
  • организация консультационной работы
  • налаживание связей с другими организациями
  • создание единых информационных ресурсов.
  • Разработка и внедрение инновационных форм работы
  • Распространение опыта
Современная библиотека предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: библиотекаря как специалиста в области информационных технологий, и читателя как активного и творчески мыслящего пользователя.
 
Мы всем желаем успехов в поиске путей развития своей библиотеки!


Источник: http://vio.fio.ru/vio_32/cd_site/Articles/art_4_4.htm
Категория: Інформатизація бібліотек | Добавил: admin (06.01.2008)
Просмотров: 3342 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Реєстрація | Вхід ]
Меню сайту
Категории каталога
Інформатизація бібліотек [8]
Інформаційна культура [11]
Забезпечення інформаційних потреб [4]
Імідж [3]
Документи ІФЛА [9]
Форма входу
Пошук
Наші друзі

 
 
 
 
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи  
Статистика
Опитування
Чи може інформація із Internet замінити користування бібліотеками?
Всього відповідей: 705
Міні-чат
Copyright MyCorp © 2024