Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности
Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности
Чтобы выживать и развиваться, принимать решения и решать проблемы вразличных аспектах жизни – личном, социальном, образовательном ипрофессиональном, люди, сообщества и нации нуждаются в информации о себе, своей физической и социальной среде. Подобная информация доступна посредством трех процессов: наблюдения и экспериментирования, общения (с другими людьми) и консультаций (с учреждениями культуры). Способность осуществлять это эффективно и действенно называется медийная и информационная грамотность.
Медийная и информационная грамотность состоит из знаний, способностей и совокупностей навыков, необходимых для понимания того, какая требуется информация и когда; где и каким образом получить эту информацию; как объективно ее оценивать и организовывать; и как этично использовать. Концепция выходит за рамки информационно-коммуникационных технологий и включает в себя обучение, критическое мышление и поведенческие навыки в пределах и вне профессиональныхи образовательных границ. Медийная и информационная грамотность включает всебя все типы информационных ресурсов: устных, печатных и цифровых.
Медийная и информационная грамотность является фундаментальным правом человека в постоянно развивающемся цифровом, взаимозависимом глобальном мире и продвигает большее социальное участие. Она может сократить информационный разрыв. Медийная и информационная грамотность вооружает и обеспечивает людей знаниями о функциях медийных и информационных систем, а также об условиях, в которых эти функции выполняются.
Медийная и информационная грамотность тесно связана с обучением в течение всей жизни. Обучение в течение всей жизни позволяет отдельным личностям, сообществам и народам достигать поставленных целей и извлекать пользу из растущих возможностей постоянно развивающейся глобальной среды для общего блага не только некоторых, но и всех людей. Она помогает людям, учреждениям и организациям, в которых они работают, решать технологические, экономические и социальные проблемы, исправлять недостатки и улучшать благосостояние каждого.
Под эгидой развивающегося Информационного общества / Общества знаний на всех уровнях – местном, региональном, национальном и международном, мы призывам правительства и межправительственные организации, а также частные учреждения и организации следовать стратегиям и программам, лоббирующим и продвигающим медийную и информационную грамотность, а также обучение в течение всей жизни. Таким образом, они обеспечат необходимую базу для реализации целей Декларации тысячелетия ООН и Всемирного саммита по информационному обществу.
В особенности, ИФЛА рекомендует правительствам и организациям предпринять следующие меры:
• Проводить исследования об уровне медийной и информационной грамотности и выпускать отчеты с взятием за основу показателей медийной и информационной грамотности, чтобы эксперты, преподаватели и практики могли внедрять эффективные инициативы;
• Поддерживать профессиональное развитие для работников образовательной, библиотечной, информационной, архивной, медицинской сфер и служб социальной помощи в соответствии с принципами и практикой медийной и информационной грамотности, а также обучения в течение всей жизни;
• Ввести предмет «Медийная и информационная грамотность» в программы обучения в течение всей жизни;
• Признать медийную и информационную грамотность и обучение в течение всей жизни ключевыми составляющими развития базовых способностей, необходимых для аккредитации всех образовательных и подготовительных программ;
• Включить медийную и информационную грамотность как дисциплину в основное и дополнительное образование информационных специалистов, преподавателей, сотрудников экономических и политических директивных органов и администраторов», а также в деятельность советников деловых структур, промышленного и сельскохозяйственного секторов;
• Реализовывать программы по медийной и информационной грамотности для повышения уровня способностей к трудоустройству и предпринимательских способностей женщин и социально незащищенных групп, в частности, эмигрантов, частично безработных и безработных; и,
• Поддерживать проведение тематических мероприятий, направленных на внедрение стратегий медийной и информационной грамотности, а также обучения в течение всей жизни в отдельные регионы, секторы и группы населения.
Принято на заседании Правления ИФЛА в Гааге, Нидерланды, 07 декабря 2011 г.
VISITING ADDRESS:
IFLA HEADQUARTERS PRINS WILLEM-ALEXANDERHOF 5
POSTAL ADDRESS: P.O. BOX 95312 2509 CH THE HAGUE NETHERLANDS